Почему российский бизнес сгинул так покорно

Параллели в отношениях власти и бизнеса в 1917 году и 100 лет спустя
Российское бизнес-сообщество не осознает себя как политическую силу, до последнего избегает какой-либо политической активности и больше потери бизнеса боится быть заподозренным в нелояльности

Попытка представить бизнес-омбудсмена Бориса Титова (заявившего о желании участвовать в выборах президента) как «кандидата от бизнеса» многое говорит о сегодняшних отношениях власти и бизнеса в России. Титов в своем нынешнем положении – чиновник, и это все, что нужно знать о том, кого он представляет и чьи интересы защищает. Между тем настоящий кандидат от бизнеса на выборах действительно не помешал бы, учитывая ухудшающееся положение негосударственного сектора экономики. Но такого кандидата, скорее всего, не будет, и это даже неудивительно.

Бизнес-сообщество России лишено какой-либо политической субъектности и в смысле защиты своих интересов столь же беспомощно, как и все другие социальные группы. Более того, неготовность бизнесменов активно бороться за свои права и спорить с властью о принципиальных вопросах не новость для России. Накануне революции 1917 г. в России существовало вполне сформировавшееся бизнес-сообщество. Казалось бы, после крушения царизма именно крупный бизнес должен был взять ситуацию под контроль – хотя бы из чувства самосохранения. Но ничего подобного не случилось.

Ленинская пропаганда про «министров-капиталистов» совершенно неверно описывает кадровый состав Временного правительства и его политику: даже если некоторые министры действительно были предпринимателями, они действовали вопреки интересам своего класса, демонстрируя свою лояльность. Февральскую революцию с ленинских времен называют буржуазной, но сразу после нее именно буржуазия оказалась в положении обвиняемого и преследуемого класса, от которого требовали только уступок и лояльности шаткому Временному правительству, уже к лету состоявшему большей частью из социалистов. И предприниматели старались быть лояльными, наивно полагая, что умеренные социалисты из Временного правительства оградят их от нападок левых радикалов. Надеялись, но ровным счетом ничего не предприняли, чтобы повлиять на ситуацию.

Почему миллионеры оказались беззащитными перед нищими левыми популистами? Почему они не сумели организовать сопротивление нарастающей анархии и остановить рвущихся к власти радикалов? Почему даже в ситуации начавшейся гражданской войны они не спешили вложиться в сопротивление большевизму, о чем свидетельствуют мемуары Антона Деникина? Нынешняя ситуация позволяет ответить на эти вопросы: российское бизнес-сообщество не осознает себя как политическую силу, до последнего избегает какой-либо политической активности и больше потери бизнеса боится быть заподозренным в нелояльности. В 1990-е гг. прошлого века казалось, что бизнес активно занялся политикой, и это позволяло многим верить, что «пути назад нет». Но на стыке веков обнаружилось, что заседающие в законодательных органах всех уровней предприниматели готовы поступиться любыми принципами и безропотно сдать власть чиновникам и силовикам, а после дела Ходорковского и вовсе стало очевидным, что реальная роль частного бизнеса в политике ничтожна и в любой момент может быть вовсе обнулена.

История России последних 100 лет учит, что главная угроза бизнесу всегда исходила от государственной власти. Она неизменно требовала от него полной лояльности, но в решительный момент никак не помогала ему и даже, наоборот, была инициатором репрессий и конфискаций. Крах царской власти застал предпринимателей врасплох, Временное правительство умирало на их глазах бессильное и беспомощное, а потом пришли большевики и вовсе сделали террор против буржуазии государственной политикой. Неужели умные и богатые люди не видели, в какую сторону развивается ситуация и чем она для них кончится? И опять современность помогает ответить на этот вопрос: они предпочитали обманываться, надеясь, что все как-нибудь само наладится и «на это они никогда не решатся».

Между тем пример Венесуэлы показывает, что и в XXI в. обанкротившаяся власть популистов способна действовать по-ленински решительно, натравливая нищее население на предпринимателей и имущие слои, – и этот способ продлить жизнь режима, к сожалению, работает.

Автор – политолог, Екатеринбург