Какая экономическая польза от игры в профсоюз

Алексей Навальный нашел правильное направление для работы с избирателем
Избирателя не сильно раздражают ролики с роскошными виллами чиновников <...> Обида от пустоты своего кармана гораздо ближе

Алексей Навальный решил создать профсоюзное движение и бороться за повышение зарплат бюджетников. Согласно президентским майским указам 2012 г. зарплаты учителей и врачей должны быть не ниже средней по региону или даже превышать ее вдвое. Но в реальности указы выполняются «как всегда». Каковы экономические и политические последствия подобного хода оппозиционера?

С точки зрения базовой экономической теории ход разумный. Если рынок труда конкурентный, покупателей рабочей силы на рынке много. Существование профсоюза, который борется за повышение зарплат, ведет к снижению занятости и росту безработицы. Однако если покупатель труда один ­– а это именно случай бюджетников, где покупателем является государство, – то деятельность профсоюза ведет к повышению зарплат при неизменной занятости. Говорят, что в таком случае профсоюз уравновешивает монопсонию – нивелирует рыночную силу единственного покупателя труда. Маржа, которую оставляло себе государство и которую, возможно, разворовывали чиновники, с помощью профсоюза возвращается в карманы бюджетников.

Но в этом заключается лишь первичный эффект деятельности профсоюза. Гораздо более любопытны ее последствия для инфляции и экономического роста в долгосрочной перспективе.

Пусть профсоюз успешен в борьбе за повышение зарплат. Откуда возьмутся деньги на повышение? Допустим, это перераспределение из кармана коррупционеров в карман недоплачиваемых бюджетников: усилия Навального принесли плоды и государство стало более эффективным. Если коррупционеры тратили эти деньги за границей, а бюджетники потратят их в стране, то это может разогнать инфляцию: больше денег внутри страны на тот же объем товаров. А может быть и по-другому: если рост зарплат будет сопровождаться соизмеримым ростом производительности труда, инфляция не вырастет.

С экономическим ростом еще сложнее. Долгосрочные последствия зависят от того, какую часть из полученной добавки бюджетники сохранят, а банки – инвестируют в производительные проекты внутри страны. Пусть деньги на повышение зарплат перераспределяются из государственных инвестиций. Тогда долгосрочный рост вероятен, если банки, где бюджетники хранят деньги, инвестируют лучше, чем государство через целевые программы.

Дьявол, как всегда, в деталях. Чтобы просчитать последствия деятельности профсоюза, необходимо смотреть на профили потребления различных категорий работников, эластичности спроса, бюджетную политику государства и т. д. Это все – в теории и при условии, что государство не начнет манипулировать статистикой, дробить ставки зарплат, сокращать рабочее время, менять контракты, переименовывать должности.

Навальный не скрывает, что его ход преследует прежде всего политические выгоды. И скорее всего, он будет успешным, так как давит на чувство ущемленной справедливости. Как правило, избирателя мало интересуют цифры и выводы в экономических программах и даже не сильно раздражают ролики с роскошными виллами чиновников. Обида от пустоты своего собственного кармана гораздо ближе.

Автор – проректор РЭШ по стратегическому развитию