Когда демонстрации не нужны

Когда нет экзистенциальной угрозы для страны, применять силу против мирных граждан нет причин
Если бы были конкурентные выборы, создающие полноценное представительство в Московской городской и Государственной думах, не было бы нужды в демонстрациях

12 июня тысячи москвичей вышли на улицы, чтобы заявить протест против уголовного дела журналиста Ивана Голунова. Против демонстрантов применялась сила – в итоге сотни людей оказались задержаны, несколько человек избиты. Некоторым придется платить штрафы – лишь за то, что они выразили возмущение действиями сотрудников полиции и ФСБ, заказавших и сфабриковавших, по данным разных источников, уголовное дело. Но подробности не так важны. Важно, что нет причин применять силу против мирных граждан, выражающих собственное мнение, в ситуации, когда нет экзистенциальной угрозы для страны. А ее не было и в помине.

Последний раз Россия сталкивалась с угрозой своему существованию в октябре 1941 г. 16 октября, после катастрофического поражения под Вязьмой и панического распоряжения Государственного комитета обороны о срочной эвакуации иностранных посольств и правительства, в Москве начался хаос, разгром магазинов и складов, массовое бегство и т. п. Уже через три дня – после того как Иосиф Сталин и ключевые соратники отказались от эвакуации – было введено чрезвычайное положение и порядок был частично восстановлен. Можно понять применение крайних мер в такой ситуации. С тех пор даже в самые тяжелые дни войны экзистенциальной угрозы государству не было.

Распад Советского Союза в 1991 г. также не ставил под угрозу существование России. Все империи в ХХ в. прошли через потерю колоний, ближних или дальних, и ни в Великобритании, ни во Франции, ни в Португалии, ни в Италии это не ставило под угрозу существование метрополий. События 1991 г. стали трагедией для миллионов семей, сопровождались движением танков по улицам столицы во время попытки военного переворота, привели к радикальной смене власти, и тем не менее вопрос о том, что Россия как государство перестанет существовать, не стоял. Не случайно никакие силовые органы – ни КГБ, ни милиция, ни армия – не решились применять силу против мирных граждан.

Это просто: применение силы против мирных демонстрантов не может быть оправдано в отсутствие экзистенциальной угрозы для страны. Если политик посылает полицию и войска против граждан, которые просто хотят высказаться – своим появлением на улицах, плакатами, пикетами, чем угодно, – это неправильно. Это сбой политической системы. Это означает, что выборы – то, где граждане определяют, кому быть у власти, – проведены плохо и гражданам приходится выходить на улицу самим. В нормальной ситуации политики, представляющие граждан, подняли бы тему в парламенте или другом политическом органе. Это верно в Гонконге, который, перейдя под китайское управление, частично утратил органы политического представительства, это верно и в Москве. Если бы были конкурентные выборы, создающие полноценное представительство в Московской городской и Государственной думах, не было бы нужды в демонстрациях.

12 июня 2019 г. никакой угрозы существованию России не было. Применение силы было неоправданным. Никакой угрозы существованию России не предвидится и в будущем. Нет оснований не иметь полноценной, конкурентной, современной системы выборов и признавать их результаты.

Автор — профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»