«Повелитель ветра»: вокруг света за 11 дней

Федор Бондарчук в роли Федора Конюхова покоряет небеса на воздушном шаре

Россиянин Федор Конюхов – один из самых известных путешественников мира (и второй повелитель ветра в актерской фильмографии Федора Бондарчука – после вымышленного авиаконструктора Гордеева в «Призраке»). В эпоху гаджетов и виртуальной реальности Конюхов настойчиво напоминает нам, как необъятен и прекрасен офлайн. Переплыв Тихий океан на весельной лодке и едва не утонув, он уже готовится к новой авантюре – кругосветному путешествию на воздушном шаре. В одиночку! В этот раз сын Оскар (Евгений Ткачук – Гришка Мелехов из «Тихого Дона» и Шут из «Короля и Шута») – он же продюсер всех проектов отца – решительно против: эта одиссея уж точно в один конец. Но Конюхов неумолим и между сыном и небом выбирает небо. На небе сгущаются тучи.

На протяжении карьеры режиссер Игорь Волошин интересно коллекционирует жанры – он начинал с артхаусных «Нирваны» и «Я», снимал ситкомы «Ольга» и «Физрук». Недавно выпустил хоррор «Медея» по сценарию Василия Сигарева, а на 2024 г. готовит сказку «Волшебник Изумрудного города». И вот фильм про Конюхова – масштабная приключенческая картина.

Мы за последние годы уже как-то попривыкли к хорошей картинке в российских блокбастерах, но «Повелитель ветра» из тех фильмов, что вряд ли оставят равнодушным даже сноба. Без доли преувеличения – это ошеломляюще красивое кино. Стильно выдержанное от начала до конца (оператор Михаил Милашин снял ранее «Огонь» и «Т-34», художник-постановщик Евгений Качанов работал на «Праведнике» и «Зулейха открывает глаза»). Особенно удались природные стихии: океанский шторм, необъятные просторы облаков и, конечно, циклон библейского масштаба, который преследует крошечного человека на смешном серебряном шарике (CGI-графику делали на Algous Studio). Даже вечный стыд российского кинопрома – постиж (накладная растительность) не колет глаза. Почти всегда верится, что в кадре родные волосы и родная борода Бондарчука (художник по гриму Наталья Горина получила «Золотого орла» за «Тобол»). Музыку написал Алексей Рыбников («Тот самый Мюнхгаузен») – этим все сказано.

Даже сложно представить, каких усилий продюсерам стоило поднять такую махину. «Повелитель ветра» – это совместное производство компаний Art Pictures Studio, «Водород», «Централ партнершип», «Контент-клуб» и Киностудии им. М. Горького при поддержке государственного Фонда кино и телеканалов «Россия 1» и СТС. Особенно в современном индустриальном контексте. Почти вся земная часть (а это половина фильма) должна была сниматься в Австралии – там же, где находился штаб реальной кругосветки Конюхова 2016 г., события которой и легли в основу картины. Но после февраля 2022 г. заграница – и Австралия в том числе – для российских съемочных групп закрылась, и все пришлось срочно переиграть. Роль южного континента в итоге исполнил Дагестан, и, надо признать, вполне убедительно.

В эпоху гаджетов и виртуальной реальности Конюхов настойчиво напоминает нам, как необъятен и прекрасен офлайн / Централ Партнершип

Из-за того же индустриального контекста фильм вряд ли ждет широкий международный прокат. А жаль – это был бы интересный эксперимент. Ведь «Повелитель ветра» – это Штирлиц среди фильмов о выживании. Знакомая и эффектная форма, но принципиально иная суть. Базовая конвенция жанра, которая помогает зрителю подключиться к таким историям, – главному герою есть что терять. И киношному Конюхову вроде бы есть – на земле осталась любящая семья: жена Ирина (звезда «Шторма» и «Обычной женщины» Анна Михалкова), маленький сын и взрослый сын Оскар. Есть, в конце концов, жизнь, которую герой ставит на карту. Однако важная деталь. Главный герой – не только путешественник-сорвиголова, художник, литератор. Конюхов еще и священник.

/ Централ Партнершип

По сюжету в детстве Конюхов пережил нечто вроде мистического опыта – его затащил в воронку смерч и вернул живым. Судя по всему, это придумка сценаристов (а их в титрах четыре фамилии: помимо режиссера – Олег Маловичко, Андрей Золотарев, Ксения Мирошник). Но придумка нужная. Нам объяснили, как Конюхов пришел к вере и как нашел свой личный путь к Богу. В каждой смертельно опасной авантюре он видит возможность ощутить божественное присутствие, и, конечно, на фоне такой мотивации меркнут все остальные соображения. Там, наверху, он найдет больше, чем потеряет. Более того – вся семья относится к выбору Конюхова с пониманием. Они любят – поэтому отпускают на возможную погибель и поддерживают, не отговаривают и не мешают. Даже Оскар, поостыв, вернется, чтобы помочь.

В свое время «Адмирал» (2008) Андрея Кравчука предложил неочевидный ответ, почему белые проиграли в гражданской войне: а потому, что и не хотели победить. Колчак, Каппель и прочие лидеры движения всецело покорились Божьей воле и не роптали, даже осознав, что уготована им верная смерть. «Повелитель ветра» в подобном смирении – точнее, в этой бунтарской, экстравагантной форме смирения, что избрал киношный Конюхов, – напротив, предлагает увидеть огромную силу, преобразующую и вдохновляющую. Расширяя свои границы возможного, путешественник, получается, расширяет их для всех. К серебряному шару Конюхова приковано внимание мировых СМИ, его бесстрашие находит отклик в сердце и уругвайского посла, и австралийского фермера. И российского нувориша Ракитина (Андрей Бурковский из «Звоните ДиКаприо!»), спонсора путешествия Конюхова.

Ракитин – самый смешной персонаж фильма. Самый обычный, самый приземленный. Тем и симпатичный. Неудача Конюхова сделает его банкротом – в эскападу Ракитин вложил все свои деньги, но не потому, что меценат или верит в Бога. Как мы узнаем в финале, он надеется, что Конюхов принесет с неба покой его измученной душе. Оказалось, священнику-путешественнику по силам и это.