«Министерство неджентльменских дел»: супермены в тылу врага

В кинопрокате и на «Кинопоиске» 13 мая выходит новый фильм Гая Ричи – экшн-комедия про Вторую мировую

В кинопрокате и на «Кинопоиске» 13 мая выходит новый фильм Гая Ричи – экшн-комедия про Вторую мировую. Совмещая факты и вымысел, британский режиссер превращает реальную историю в легкомысленный комикс, но результат оказался далеко не таким забавным, как можно было ожидать

Конец 1941 г. Германские подлодки бороздят воды Атлантического океана и торпедируют английские суда. Британское командование деморализовано и уже готово капитулировать, но премьер-министр страны Уинстон Черчилль (Рори Киннер – «Квант милосердия», «007: «Координаты «Скайфолл») сохраняет твердость духа. По его тайному приказу группа диверсантов во главе с майором Марч-Филлипсом (Генри Кавилл – «Лига справедливости», «Ведьмак») отправляется на остров Фернандо-По, чтобы потопить там корабль с грузом, жизненно необходимым для немецких субмарин.

Операция «Почтмейстер» – реальный эпизод Второй мировой, описанный в документальной книге Дэмиена Льюиса «Секретные воины Черчилля», на которой и основан фильм. Отталкиваясь от исторических событий, Гай Ричи («Карты, деньги, два ствола») разбавляет их выдумкой, чтобы сделать экшн-комедию про то, как дружная компания отпетых хулиганов, перешучиваясь, разными способами убивает нацистов.

Ричи не ищет новых путей и собирает свою картину из старых знакомых деталей. Хорошие парни неимоверно круты и по-британски невозмутимы. Нацисты любят произносить самодовольные речи аккурат за несколько секунд до того, как получить внезапный нож в горло или пулю в лоб. Известно, что операция «Почтмейстер» и конкретно фигура Марч-Филлипса вдохновили служившего тогда в разведке Яна Флеминга на создание романов о Джеймсе Бонде, и Ричи, конечно, не может пройти мимо этого факта. Он вводит в сюжет молодого Флеминга (в исполнении Фредди Фокса – сериал «Джентльмены»), который красноречиво представляется вначале: «Флеминг. Ян Флеминг». Этим его сюжетная функция исчерпывается, и дальше он весь фильм без дела болтается на заднем плане.

/ Вольга

Пример с Флемингом показателен: Ричи всегда питал слабость к эффектным представлениям персонажей, но здесь у него все, кажется, только и делают, что эффектно представляются, чтобы вслед затем сразу слиться с фоном. Начальник разведки (Кэри Элвес – «Операция «Фортуна») представляет Марч-Филлипса, тот – свою команду, потом еще кого-то и еще кого-то. Понятно, что Ричи хочет создать многофигурную постановку, состоящую сплошь из колоритных и харизматичных действующих лиц. Но для этого нужно как минимум дать каждому характер и наделить какими-нибудь индивидуальными чертами, которые выделяли бы персонажа из числа остальных и которые зритель – в идеале – мог бы полюбить. Вместо этого режиссер с монотонностью дятла талдычит, какие же все члены отряда жутко крутые и безбашенные, и этим ограничивается.

В результате из всего многолюдного ансамбля какими-то крупицами личной харизмы обладает разве что Генри Кэвилл – у него кустистая борода, а уничтожая фрицев, он порой забавно высовывает язык. И еще Алан Ричсон (Аквамен из «Тайн Смолвиля»), выступающий тут в трогательном амплуа, которое так любит Дейв Батиста, – большой качок в маленьких очках. К тому же его герой в качестве оружия предпочитает лук и стрелы, и поначалу это любопытно.

Интересно рассказать историю у Ричи тоже не получается. И дело даже не в том, что картина полностью собрана из самых дежурных клише, а в том, что авторы словно не отдают себе отчета, для чего им эти клише вообще нужны, и используют их просто потому, что так принято. В шпионско-авантюрных комедиях принято, чтобы к главному злодею подсылали неотразимую соблазнительницу. Поэтому в картину вводят красотку Марджори (Эйса Голсалес – «Малыш на драйве», «Задача трех тел»), чья задача исключительно в том, чтобы очаровать главного нациста в исполнении Тиля Швайгера («Достучаться до небес», «Бесславные ублюдки»). Зачем это нужно конкретно здесь и как это поможет секретной операции – не ясно. Не говоря уж о том, что процесс соблазнения, которому отдана целая сюжетная линия, почти без остатка сводится к утомительному обмену метафорами о каких-то лисицах.

/ Вольга

«Министерство» получилось корявым, пресным и, несмотря на драки и перестрелки, довольно скучным кино. Которое, как и недавняя «Операция «Фортуна», больше похоже на черновую схему фильма, чем на настоящий фильм. Тут как-нибудь пошутим, в этом месте нагоним саспенса, а вот здесь будет экшн-сцена. Но как именно пошутим, в чем будет заключаться саспенс и как интересно сделать экшн-сцену, авторы словно бы поленились придумать.

Иногда эта небрежно-ленивая манера (которую в прежние времена называли хлестким словом «халтура») приводит к совсем уже нелепым проколам. Ричи понадобилась какая-нибудь старая немецкая песня, которую главный нацист будет заводить на патефоне, и он берет, видимо, первую попавшуюся. Ею оказывается «Баллада о Мэкки-Ноже» из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта – запрещенная в Третьем рейхе, даже пластинки с ее записями были уничтожены.

Будь в этом хоть капля иронии, вопросов бы не было. Но в том-то и дело, что Ричи, несмотря на озорную интонацию, совершенно не ироничен по отношению к собственным средствам выражения. Его герои на полном серьезе разговаривают фразами типа «ваша карта бита», которые уже лет 50 можно услышать только в шпионских пародиях, а Ричи в упор не видит в этом комизма. Зато он пытается найти юмор в другом. Например, в длинном нудном диалоге о национальных кухнях, который герои ведут в поезде. Или в монотонных драках, неизобретательность которых он застенчиво маскирует быстрым монтажом.

Из-за тематических перекличек (Вторая мировая, диверсионная группа) критики сравнивают картину с «Бесславными ублюдками», но «Министерство» невыгодно смотрится не то что рядом с Тарантино, но даже в ряду немудреных боевиков категории «Б». Те, по крайней мере, обычно честны со зрителем и в отличие от Ричи не стараются казаться динамичнее и остроумнее, чем они есть.