Политика
Бесплатный
Наталья Костенко|Алексей Никольский
Статья опубликована в № 2507 от 15.12.2009 под заголовком: Лоббизм без правил

Лоббизм предложено узаконить

Если на Западе лоббизм – законная форма коммуникаций, в России он синоним коррупции. Эксперты – за принятие специального законодательства о лоббизме, но депутаты против
Д.Гришкин

Сегодня в Москве будут представлены итоги годового исследования «Лоббизм и GR в современной России», проведенного по инициативе IABC/Russia (Международная ассоциация бизнес-коммуникаторов) Независимым институтом изучения новой экономики в сотрудничестве с консалтинговой группой «PROтект». Группа исследователей, опросив специалистов по GR, чиновников, депутатов, бизнесменов и журналистов, выяснила, что понимание лоббизма на Западе и в России различно. Как следует из доклада (есть в распоряжении «Ведомостей»), если лоббизм на Западе воспринимается как законная деятельность и регулируется законодательством, то в России часто является синонимом коррупции при отсутствии рынка лоббистских услуг и прозрачного ценообразования. На Западе лоббизмом занимаются профессиональные организации, в России – первые лица компаний, сами чиновники и депутаты Госдумы.

Часть экспертов, прежде всего чиновники и депутаты, считают, что денежное стимулирование (взятки, откаты) уже не является основной технологией лоббизма, появились более законные методы. Другие говорят: прямое денежное стимулирование сохранилось лишь в регионах и на уровне маленьких компаний, а на федеральном уровне теперь просят должность или долю в бизнесе. Но есть эффективно и цивилизованно действующие бизнес-профсоюзы – РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», Ассоциация менеджеров России.

Среди примеров нецивилизованного лоббизма, по словам вице-президента IABC/Russia Павла Морозова, большинство экспертов называли приватизационные процессы конца 1990-х гг. и раздел империи ЮКОСа. Среди примеров со знаком плюс – успешная публичная кампания против запрета на ввоз автомобилей с правым рулем и закон об ОСАГО: страховщики смогли с помощью докладов, обращений, встреч с чиновниками и депутатами не допустить его отмены. Участники исследования выступают за принятие закона «О лоббизме», а IABC, по словам Морозова, предлагает конкретный механизм, основанный на принципах саморегулируемых организаций (СРО): лоббист может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и войти в состав соответствующей СРО.

Попытки принять закон предпринимались с 1993 г. Последний проект появился в Госдуме в 2002 г. Он был заблокирован еще на стадии комитетов, говорит один из его авторов, экс-депутат Александр Чуев: «Мы предлагали, чтобы был введен статус лоббиста, похожий на статус адвоката и имеющий моральные стандарты, и чтобы он решал с уплатой налогов те вопросы, которые сейчас решаются коррупционным способом».

Против закона, показало исследование, выступают депутаты, чиновники и аффилированный с госвластью бизнес. Председатель комитета Госдумы по экономполитике Евгений Федоров уверен, что отдельный законопроект не нужен, достаточно совершенствовать работу участников этого процесса. «Деловая Россия», по словам председателя Бориса Титова, предлагала свою версию закона в 2004 г. Но общество к нему не готово, поэтому нужно хотя бы расширять правовое поле для участия общественников в обсуждении важных вопросов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать