Через два дня междугородные автобусы могу встать

С 1 марта все пассажирские места в междугородных автобусах должны быть оснащены ремнями безопасности, решило правительство. За два дня нужно обеспечить ими несколько тысяч автобусов

Поправки в Правила дорожного движения (постановление № 87 от 24 февраля) были опубликованы на сайте правительства вчера. Они предписывают оснастить ремнями безопасности все междугородные автобусы, в противном случае их эксплуатация будет запрещена. Поправки вступают в силу с 1 марта.

Инициаторы изменений – МВД и ГИБДД, говорит представитель Минтранса. ГИБДД (с его представителем связаться не удалось) последние полгода проводила конференции и круглые столы с производителями автобусов и перевозчиками по вопросам безопасности и предупреждала о введении мер, рассказывает он.

Для самих производителей и эксплуатантов новация оказалась сюрпризом. Действительно вопрос обсуждался, такие требования установлены в Европе, говорит представитель российского офиса Daimler (продает в России автобусы Mercedes-Benz и Setra). Но предполагалось, что они будут изначально распространяться только на новые автобусы, недоумевает он.

Производители готовы с 1 марта оснащать все продаваемые в России автобусы ремнями, заверили «Ведомости» в Daimler, MAN (производит автобусы Neoplan) и группе ГАЗ («Лиаз» и др.). Однако переоборудовать весь парк междугородных автобусов невозможно, на это потребуются месяцы, считает представитель MAN. Стоимость переоборудования одной машины – около 50 000 руб., говорит представитель группы ГАЗ. К тому же установка ремней должна быть регламентирована национальными и международными стандартами, ремни и кресла – сертифицированы, а далеко не все работающие в России междугородные автобусы могут быть оснащены ремнями, отвечающими этим требованиям, отмечает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.

По данным Росстата, в 2008 г. в России насчитывалось 9100 междугородных автобусов, по оценке группы ГАЗ, сейчас их около 32 000. В лучшем случае десятая часть всех автобусов, которые используют российские туроператоры, оснащены ремнями безопасности, говорит гендиректор турфирмы «Анкор» и глава автобусной комиссии Российского союза туриндустрии Ольга Санаева: для туркомпаний новшества стали неожиданностью, решить проблему за оставшиеся два дня невозможно. Но перевозчики вряд ли откажутся от эксплуатации не соответствующих новым требованиям автобусов, полагает Санаева. «Видимо, водителям придется давать больше денег в дорогу», – иронизирует эксперт.

В прошлом году произошло несколько крупных аварий с участием автобусов, после чего президент Дмитрий Медведев поручил обеспечить все междугородные автобусы ремнями безопасности, напоминает Игорь Николаев из ФБК, скорее всего, исполнители просто торопились подготовить постановление к 1 марта, чтобы выполнить поручение. Корректировать срок не будут, просто инспектора получат указание какое-то время закрывать глаза на нарушение правил, полагает Николаев.