ГАИ тормозит утилизацию

За неделю после запуска программы утилизации ею воспользовалось более 5000 человек. Могло быть и больше, если бы процедура снятия машин с учета и передачи утилизаторам была отработана заранее

В России неделю действует программа утилизации старых автомобилей. На сайте Министерства промышленности и торговли в онлайн-режиме можно увидеть, сколько предоставлено скидочных сертификатов на 50000 руб. для покупки новых авто в обмен на утиль. На 19.30 МСК вчерашнего дня было выдано 5386 сертификатов из 200000 предусмотренных правительством (программа рассчитана до 1 ноября). Таким образом, выдано чуть более 2,5% сертификатов. Если люди и дальше будут сдавать автомобили в утиль такими темпами, программа будет реализована лишь к концу года.

Запущенная программа утилизации – это эксперимент (так указывается во всех документах), поэтому «возможны шероховатости», говорит представитель Минпромторга. Все возникшие вначале проблемы будут исправлены в ближайшее время, уверяет он. Эту точку зрения разделяют и дилеры, полагая, что «механизм заработает полноценно через 2–3 недели».

Впрочем, и этот результат заместитель гендиректора «Авто-Гермеса» (дилер «АвтоВАЗа») Александр Чулков считает хорошим. Он уверен, что в дальнейшем количество желающих получить скидку будет уменьшаться. Программа буксует уже на первом этапе – снятии старого авто с учета в ГАИ. Машины сдаются сотнями, но снять удается в разы меньше, а без печати ГАИ авто невозможно отправить утилизаторам, рассказывает он: за неделю в «Авто-Гермес» пришли владельцы 400 машин (т.е. выдано 400 сертификатов), с учета снято, по данным на вечер субботы, всего 33 и не закрыто ни одной сделки. Получается, что весь хлам хранится в дилерском центре. Но площади-то ограничены, в крайнем случае придется отказывать в принятии утиля, сокрушается Чулков.

Процедура утилизации оказалась сложнее, чем предполагалось. Надо прийти со всеми документами на авто, которые пробиваются по базам – не числится ли машина в угоне и проч., объясняет он. Ради запущенной программы утилизации ГАИ разрешила снимать с учета машины в любых отделениях в пределах региона, говорится на сайте ГАИ России. Но пока с этим неразбериха – отработанной единой информационной системы между отделениями нет, говорит Чулков, вот и приходится ждать, а ведь оформление происходит в порядке общей очереди. Зато не надо предоставлять машину физически и платить за снятие с учета, радуется он (это упрощенная процедура снятия с учета авто для утилизации, она существует с 2008 г., но ею практически никто не пользовался).

По задумке Минпромторга владельцу утиля достаточно приехать в ближайший дилерский центр (их по России почти 1600), получить скидочный сертификат и свидетельство о сдаче своего авто в утилизацию, выбрать новую машину, а на старую написать простую – от руки – доверенность на имя дилера для ГАИ. Но нередко снятием с учета и получением печати на утилизационном свидетельстве занимаются клиенты, признается сотрудник «Автомира». «А если машина зарегистрирована в Подмосковье или еще дальше? Я не могу отправлять по таким поручениям своих людей – некому будет работать», – объясняет он. Может, ГАИ разрешит снимать с учета в любом отделении независимо от региона регистрации, надеется собеседник «Ведомостей». Пока введение такой нормы не предусмотрено, сообщил «Ведомостям» старший госинспектор безопасности дорожного движения ДОБДД МВД России Виктор Левандовский.

Опрошенные «Ведомостями» дилеры рассказали о том, что некоторые инспекторы ГАИ в первые дни отказывались ставить печати на свидетельства. Они мотивировали это тем, что «такого документа нет в документообороте», делится подробностями сотрудник «Автомира». А некоторые не принимали простую доверенность, требуя генеральную, добавляет начальник отдела продаж «Астра-авто» (дилер Opel, Chevrolet в Ростове-на-Дону) Сергей Рыбников. Такие действия неправомерны, говорит Левандовский: образец свидетельства был разослан всем отделениям в конце февраля, а простая доверенность предусмотрена Гражданским кодексом. Возможно, кто-то из инспекторов ГАИ «оказался нерасторопным» или «загружен работой», отмечает он. Процесс потихоньку оттачивается, уверяет Левандовский.

Это отмечают и дилеры. К концу недели проблем с ГАИ уже не было – «все оформляется за 15 минут», говорит Рыбников. Вначале были проволочки с ГАИ, а «сейчас все организовано хорошо», вторит заместитель директора нижегородского салона «ГАЗ-автотехобслуживание» Михаил Тренкин. Очередей нет, снять автомобиль с учета можно за один визит, добавляет представитель ГАИ Нижегородской области.

Если к дилеру обращается более 20 человек в день, то ГАИ готова рассмотреть вопрос о направлении инспектора непосредственно в центр, говорит Левандовский. Чулков бы не отказался от такой услуги. Но в ГАИ кадровый дефицит, поэтому на «персонального» инспектора вряд ли можно рассчитывать, отмечает он.