Банкир Игорь Линшиц, заподозренный в поддержке Михаила Касьянова, не опасен

Президентские поправки в Уголовный кодекс позволили снять обвинения с банкира Игоря Линшица. Правда, его банк уже ликвидирован, а коллеги отсидели

Следственный комитет при прокуратуре за отсутствием состава преступления прекратил уголовное дело в отношении бывшего владельца банка «Нефтяной» Игоря Линшица, обвинявшегося в незаконной банковской деятельности и легализации средств. Заочный арест и международный розыск отменены, сообщил адвокат Линшица Александр Аснис. Представитель СКП от комментариев отказался.

Проблемы у «Нефтяного» начались в декабре 2005 г., когда сотрудники Генпрокуратуры при участии оперативников в камуфляже на трех автобусах провели в банке обыск, а затем объявили об обнаружении черной кассы и фиктивных расходно-приходных ордеров. Через несколько дней из компании ушел бывший вице-премьер Борис Немцов (он входил в совет директоров банка и одноименного концерна), а сам Линшиц уехал в Израиль и был объявлен в розыск.

Следователи объявили, что через банк было обналичено 12,5 млрд руб., комиссионные банка (незаконный доход) составили 163 млн руб. Таганский суд Москвы в ноябре 2008 г. приговорил шестерых сотрудников «Нефтяного» к срокам от 3,5 до 5 лет, а дело Линшица выделил в отдельное производство.

По данным Немцова, расследование началось из-за анонимного доноса тогдашнему президенту Владимиру Путину о том, что Линшиц финансирует бывшего премьера Михаила Касьянова, незадолго до этого объявившего о президентских амбициях. «Я этот донос видел и имел возможность обсудить ситуацию с людьми в Кремле, – рассказывает Немцов, – но они были непреклонны».

Банк «Нефтяной» по представлению Генпрокуратуры лишился лицензии.

Как рассказал «Ведомостям» Аснис, постановление о прекращении дела следователь подписал 29 апреля. Сделать это ему пришлось в связи с изменением (согласно президентскому пакету поправок) статьи 172 УК, карающей за незаконную банковскую деятельность. В прежней редакции была неопределенная формулировка: наказать можно было не только за совершение банковских операций при отсутствии лицензии, но и за «нарушения лицензионных требований и условий», хотя что это за нарушения, в банковском законодательстве не раскрывалось. Это давало следствию простор для широкой трактовки, констатирует адвокат. Теперь такой формулировки нет, наказать можно только за работу без лицензии. Раз не было преступления, нет и легализации преступно нажитого дохода – следователю пришлось снять с Линшица и обвинения по статье 174 прим. Снят также арест с ценных бумаг и недвижимости Линшица, сам он находится в Великобритании и о своих планах пока не сообщал, но, по мнению Асниса, юридических препятствий для его возвращения уже нет.

Если фабула обвинения, по которой освобожден Линшиц, совпадает с той, по которой осуждены его коллеги, то в связи с вновь открывшимися обстоятельствами их адвокаты могут требовать реабилитации и освобождения тех, кто еще сидит, считает адвокат Роберт Зиновьев.