Иран притормозил санкции

Сделка Ирана с Бразилией и Турцией по урану может замедлить процесс выработки очередных санкций в Совбезе и осложняет отношения внутри него.
AP Photo/ Bebeto Matthews

США не считают согласие Ирана передать часть своего низкообогащенного урана на дообогащение Турции основанием для приостановки разработки новых санкций против страны, отреагировал пресс-секретарь американского Белого дома Роберт Гиббс на вчерашнюю сделку Ирана с Турцией и Бразилией.

По соглашению президента Ирана Махмуда Ахмадинежада с президентом Бразилии Лулой да Сильвой и премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом Иран может обменять более половины имеющегося в стране низкообогащенного урана (1200 кг) на 120 кг обогащенного топлива для исследовательского ядерного реактора в Тегеране.

Если Иран выполнит свое обещание, это станет хорошим показателем, отметил Гиббс, но работа над санкциями будет продолжена. Не считают заключенную сделку прорывом и в государственном департаменте США. Госдеп относится к ней скептически, заявил официальный представитель ведомства Филипп Кроули.

Сделка Ирана с Бразилией и Турцией может замедлить процесс выработки очередных санкций в Совбезе и осложняет отношения внутри Совбеза, отмечают в своих материалах FT и WSJ. Бразилия и Турция — не постоянные члены Совбеза. Для принятия очередной резолюции по Ирану нужно согласие 10 из 15 членов, включая единодушное согласие пяти постоянных членов. Активная позиция Ирана и Бразилии может внести коррективы в расклад сил в Совбезе, пишет WSJ со ссылкой на американского чиновника.

Постоянные члены Совбеза вчера осторожно комментировали известие о сделке и говорили о продолжении работы над санкциями. В этом духе высказался также президент России Дмитрий Медведев и вице-премьер России Сергей Иванов.

«Переговоры по резолюции по Ирану идут хорошо. Я не удивлюсь, если резолюция будет поставлена на рассмотрение в самом ближайшем будущем", - сказал Иванов в Вашингтоне (цитата по "РИА Новости").

«Согласно новой формуле, Иран почти ничего не отдает, а взамен получает международную поддержку», - отмечает слабость подписанного тремя странами соглашения американский чиновник, работающий в Иране. Представители Ирана, напротив, подчеркивают, что вывоз из страны 1200 кг урана помешает стране продолжать производство ядерного топлива.

Дополнительную сложность переговорам в Совбезе придает работа американского конгресса над односторонними санкциями против Ирана, отмечает другой американский чиновник. На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о недопустимости односторонних шагов против Ирана. «Мы можем многое потерять в ближайшие недели. Следующие несколько дней будут решающими», - резюмирует американский чиновник.

Использованы материалы FT и WSJ.