Ростехнадзор заменит собою суд

Ростехнадзор получит чрезвычайные полномочия – фактически заменит собой суд. Таковы административные последствия катастрофы на «Распадской»

Инспектора Ростехнадзора получат право приостанавливать работу угольных шахт, если содержание метана в воздухе превысит 2%, и отстранять должностных лиц от работы на время рассмотрения в суде иска о дисквалификации, заявил вчера премьер-министр Владимир Путин, а Ростехнадзор будет передан из Минприроды в непосредственное подчинение правительству. Оба решения согласованы с президентом Дмитрием Медведевым, заверил Путин.

Сейчас и закрыть шахту, и отстранять должностных лиц имеет право суд по иску Ростехнадзора, говорит юрист Baker & McKenzie Сергей Ситников. По мнению Путина, такой механизм неэффективен: «Надзорные функции фактически не исполняются». В прошлом году Ростехнадзор четыре раза обращался в суд с иском о дисквалификации директора шахты «Распадская» Игоря Волкова, знает премьер: «Реакция нулевая. Гражданин Волков и сейчас работает, и в зале [совещания] сидит» (цитата по «Интерфаксу»).

Пример с Волковым показателен, суд ограничился в отношении директора «Распадской» штрафами в 1000 и 2000 руб., говорит представитель Ростехнадзора Ольга Галкина: «Действовать напрямую всегда проще». Волков остается директором «Распадской», заявления об увольнении он не писал, сказала вчера после совещания «Ведомостям» представитель «Распадской» Галина Ковальчук.

Судебный порядок работает – например, в марте приостановлена деятельность владикавказского завода «Электроцинк» для организации санитарно-защитной зоны. Но обеспечительные меры, применяемые до суда, на практике редко бывают эффективными, говорит Ситников.

Вчера акции угольных компаний закончили день в минусе: «Распадской» упали на 1,99% (ММВБ), «Белона» – на 1,43% (ММВБ), «Евраза» – на 3,61% (LSE), «Мечела» – на 20.00 МСК на 5,94% (NYSE). Представитель «Евраза» (совладелец «Распадской») сказал, что компания поддерживает все предложения Путина. Представители «Мечела» и «Северстали» комментировать новые полномочия Ростехнадзора отказались.

Неофициально менеджеры угольных компаний опасаются, что теперь взятки чиновникам возрастут кратно: любые подозрения могут заблокировать работу на время судебного разбирательства. Вывод о масштабах угрозы для бизнеса можно будет сделать, когда примут регламент для новых полномочий.

Коррупционные скандалы сотрясали Ростехнадзор с его основания в 2004 г. В прошлом году, начиная масштабную чистку службы (из 84 региональных управлений осталось 38), руководитель службы Николай Кутьин заявил, что не вызывают существенных вопросов с точки зрения коррупции и злоупотребления положением только «атомные» округа. В 2009 г. системные коррупционные связи уничтожены, считает Галкина, о дополнительных мерах контроля за сотрудниками после получения новых полномочий ей неизвестно.

В Германии в исключительных случаях полиция имеет полномочия приостановить работу предприятия, но, если она ошиблась, государству придется компенсировать ущерб, говорит партнер Baker & McKenzie Макс Гутброд.

Как правило, компании и руководителю, допустившим аварию, дают возможность ее исправить по своему усмотрению, а также заставляют возместить ущерб пострадавшим и окружающей среде, говорит Гутброд: «За руководством тщательно следят – и даже его бездействие грозит уголовным наказанием». В большинстве случаев появляются и гражданские иски к руководству и самой компании, так что любая крупная авария влечет за собой колоссальные убытки для предприятия, заключает он.

«В данном случае Путина можно понять, некоторые предприниматели сами подтолкнули государство к чрезвычайным мерам», – говорит вице-президент РСПП Игорь Юргенс: владельцы не совершали действий в отношении директора, которого четырежды пытались дисквалифицировать, а его шахтеры блокировали датчики из-за особенностей оплаты труда. Но он не согласен с передачей судебных полномочий исполнительным органам власти. Пусть будут введены очень крупные штрафы, но если любой чиновник может прийти и закрыть шахту из-за превышения уровня метана на сотые доли процента, то предприниматели столкнутся с беспрецедентной коррупцией, считает Юргенс.