Алексея Кудрина напрасно обвиняют в инсайде

Заявления министра финансов Алексея Кудрина вредны для рынка, недовольны в Госдуме. Необходим четкий регламент для словесных интервенций чиновников, считают эксперты

Депутат от ЛДПР Денис Волчек обвинил вчера Кудрина в том, что его высказывания о нефтяных ценах ударили по рынку. «Ваше высказывание о том, что нефть будет стоить $60 в ближайшей перспективе, вызвало обвал на фондовом рынке», – сказал Волчек вице-премьеру.

29 июня Кудрин, выступая на конференции, сказал, что, по его личному прогнозу, в ближайшие три года цена нефти может опускаться до $60, а возможно, и ниже. Во время кризиса цена поддерживалась избыточной ликвидностью, источником которой были бюджетные вливания, теперь многие страны сворачивают антикризисные меры, объяснил он.

На биржах это был день падения котировок – российские индексы потеряли около 3%, акции «Газпрома» и «Роснефти» – 2,69 и 4,22% соответственно. Но Кудрин не считает, что его высказывания повлияли на рынок. «Обратитесь к аналитике ведущих инвестбанков, и вы увидите, что рынок в этот день падал из-за негативной статистики в США, и по поводу моего выступления они тоже высказались, что это не повлияло, – посоветовал он Волчеку (цитата по «Интерфаксу»).

Высказывания Кудрина если и повлияли в тот день на рынок, то точно не были главной причиной падения – это «поправка второго порядка», говорит трейдер ФК «Уралсиб» Андрей Кукк. 29 июня нефть начала дешеветь еще в 7.00 МСК, задолго до высказываний Кудрина, отмечает Максим Орешкин из Credit Agricole: «Настроения на глобальных рынках – сырьевых и фондовых – в этот день были в целом негативные, под вечер вышли разочаровавшие данные по потребительской уверенности в США».

«Кудрин – финансовый чиновник номер один, поэтому все его слова – и не только про нефть – активно воспринимаются рынком», – оправдывается Волчек. По его словам, он «даже не собирался» обвинять Кудрина в инсайде или влиянии на рейтинги партии, а «просто хотел попросить его быть максимально корректным и аккуратным». К осени Волчек намерен подготовить законопроект, фиксирующий ответственность чиновников за некорректные словесные интервенции. Сбережения самого Волчека никак не пострадали от высказываний Кудрина, признался он «Ведомостям».

В законе о защите конкуренции установлена ответственность за действия, ограничивающие конкуренцию, напоминает начальник управления ФАС Алексей Сушкевич: «В очень широком смысле действиями, ограничивающими конкуренцию, можно считать и публичные высказывания чиновников». По его словам, нужно доказать, что была ограничена конкуренция: закрыт доступ на рынок или кто-то с него был устранен. Должностным лицам грозит за это штраф в 15 000–30 000 руб. или дисквалификация до трех лет. Но в данном случае Кудрин не нарушал антимонопольного законодательства, считает Сушкевич: «Он просто высказал свое мнение».

Если депутат хотел обвинить вице-премьера в нарушении закона о защите конкуренции, то должен был подать заявление в ФАС, говорит он, дел о влиянии чиновников на рынок рассмотрено множество, сотни получили предупреждения.

Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов отказался комментировать заявление депутата в адрес Кудрина. По его мнению, у монетарных властей может быть право на «словесные интервенции», но делать их нужно в ограниченном числе случаев под жестким контролем и по четкому регламенту. Сегодня сфера кредитно-денежной политики из закона о манипулировании рынком и использовании инсайдерской информации выведена, отмечает Миловидов. Регламент словесных интервенций необходим, согласен Антон Данилов-Данильян из «Деловой России»: в указе президента можно было бы определить, какие чиновники, в каких случаях и какие вопросы могут комментировать.