Милиции запретят выбивать показания

России не нужна милиция, которая зависит от региональных властей и коммерческих структур; пусть ее заменит полиция, которая получает деньги из одного федерального источника, – такова идея нового президентского закона

Атавизм

Милиция как народное ополчение, занятое охраной порядка, начала формироваться взамен царской полиции весной 1917 г. по решению Временного правительства. Существовала в СССР, Югославии, Польше, Болгарии и Румынии. Сейчас помимо России существует в Абхазии, Южной Осетии, Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Приднестровье.

Меж двух властей

На совещании о реформе Министерства внутренних дел (МВД) президент Дмитрий Медведев сообщил, что милицию надо переименовать в полицию, и предложил всенародно обсудить новый закон о полиции (проект опубликован в субботу на специальном сайте http://zakonoproekt2010.ru).

Полиция, сказано в документе, является частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти (МВД). Это значит, что полиция будет полностью финансироваться из федерального бюджета. Сейчас милиция общественной безопасности частично финансируется регионами и частично подчиняется губернаторам. Закон не запрещает местным властям платить полиции надбавки и давать квартиры, эти вопросы предстоит решить в других законах и сделают это позднее, говорит представитель МВД.

Милиция делится на криминальную и общественной безопасности. В полиции, судя по проекту, такого разделения не будет. Впрочем, структура полиции в документе не описана, лишь сказано, что ее определит президент. Это означает, говорит источник в центральном аппарате МВД, что структуру до конца еще не придумали.

Экономика остается

Закон о милиции и сейчас запрещает сотрудникам заниматься коммерческой деятельностью. Но в законе о полиции появится специальный пункт о запрете владеть ценными бумагами, приносящими доход. По словам сотрудника одного из подразделений собственной безопасности МВД, бывали случаи, когда милиционеров уличали во владении долями ООО, однако они оправдывались тем, что это не коммерческая деятельность. Формулировка, продолжает источник, и сейчас неконкретна: не ясно, запрещает ли пункт нового закона владеть долей в ООО. С точки зрения законодательства о ценных бумагах в этом случае нет разницы – акции, облигации или доли в ООО, разъясняет Марина Мисюкевич из группы юридических компаний «Консулъ».

А вот хозяйствующими субъектами полиция заниматься продолжит. По словам источника, близкого к администрации президента, изначально планировалось вообще исключить из ведения полиции какие-либо пункты, прямо связанные с экономическими вопросами. Но на их сохранении настоял замминистра Евгений Школов, курирующий департамент экономической безопасности МВД. В итоге в законопроекте сохранились пункты, позволяющие воздействовать на хозяйствующие субъекты. Так, пункт 11 статьи 13 дает полиции право требовать «при наличии признаков» проводить проверки в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК), а пункт 31 той же статьи – «участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов».

По словам президента предпринимательской ассоциации «Опора» Сергея Борисова, раз в проекте написано, что проверку можно проводить только в рамках УПК (это уже внесено и в действующий закон о милиции), то опасаться предпринимателям нечего – проверки могут проводиться не произвольно, а только в рамках уголовного дела. Но сотрудник МВД напоминает, что при такой формулировке остаются возможности проверки и без дела – по рапорту об обнаружении признаков преступления.

В ногу со временем

Новый закон уточняет принципы взаимодействия полицейского и гражданина, правила использования силы и спецсредств. Появился пункт, запрещающий причинять физическую или нравственную боль, добиваясь нужных показаний. Подробно описано, как следует использовать резиновую палку (дубинку): сказано, куда и как нельзя наносить удары. Прямой запрет тут вряд ли поможет, выбивание нужных показаний не исчезнет, а бить давно научились так, что следов не остается, скептически оценивает эти нормы правозащитник Лев Пономарев.

Еще одно изменение связано с огнестрельным оружием. Раньше его можно было применять, в частности, против пытающегося скрыться нарушителя, совершившего тяжкое преступление против жизни, здоровья и собственности (например, кражу или крупное мошенничество). Теперь огнестрельное оружие можно применять только против тех, кто угрожал или угрожает жизни граждан и пытался или пытается нанести их здоровью тяжкий вред. В прочих нарушителей, пытающихся скрыться, можно будет стрелять из огнестрельного оружия ограниченного поражения. То есть из травматического оружия, уточняет член думского комитета по безопасности Алексей Розуван, участвовавший в разработке законопроекта.

Недоумение адвокатов вызвала норма о том, что задержанный может воспользоваться услугами адвоката с «момента водворения его в специально отведенное помещение». В УПК четко прописано, что на это человек имеет право с момента задержания, которое фиксируется составлением протокола, отмечает адвокат Александр Арутюнов. Норма будет скорректирована и право на адвоката по-прежнему будет предоставляться с момента задержания, обещает Анатолий Кучерена, возглавляющий комиссию Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов. Ведь иногда людей удерживают в автозаках, а не в специально отведенных помещениях, отмечает Кучерена.