Бориса Немцова возвращают на выборы

Хотя Партию народной свободы не зарегистрировали, именно она и ее создатель Борис Немцов становятся главной предвыборной мишенью для провластных политструктур. В системной политике не хватает харизматичных врагов, объясняют эксперты

Сразу несколько политструктур отреагировали вчера на скандал, разгоревшийся вокруг Бориса Немцова на прошлой неделе, когда судебные приставы попытались запретить ему выезд из России, а Европарламент осудил инцидент с Немцовым и отказ в регистрации «Парнаса». Вчера лидер ЛДПР Владимир Жириновский назвал Немцова лидером «пятой колонны», потребовал лишить его российского гражданства и проверить контакты со времен работы губернатором и вице-премьером – на предмет связей «с западными спецслужбами». А лояльное Кремлю молодежное движение «Местные» анонсировало митинг у Счетной палаты с лозунгами «Хорошо ли жить за пазухой у дяди Сэма?», «Ефимыч, ты чьих будешь?» с требованием проверить законность финансирования «Парнаса». Правда, позже отложило митинг из-за траура по пассажирам теплохода «Булгария».

Накануне и лидер «Правого дела» Михаил Прохоров назвал резолюцию Европарламента политическим давлением, а «Парнасу» посоветовал идти в суд, а не в Европу.

Одним из мотивов создания системного «Правого дела», объясняют два близких к Кремлю функционера, было желание маргинализовать «Парнас» с его популярной антикоррупционной риторикой. Согласно июньскому опросу «Левада-центра», потенциально могут проголосовать за «Правое дело» 11%, а за «Парнас» – 14% опрошенных россиян, а твердо намерены это сделать по 2%.

Хотя электоральная опасность «Парнаса» преувеличивается, продолжает один из собеседников «Ведомостей», тандем в отношении «Парнаса» и его лидеров единодушен. Владимир Путин в конце прошлого года прямо обвинил Немцова и сопредседателя «Парнаса» Владимира Рыжкова в том, что в 1990-е гг. они «поураганили», разворовав страну. О необходимости предвыборной борьбы с коррумпированными оппозиционерами в апреле заговорил и первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков. А Дмитрий Медведев в июне объяснил отказ «Парнасу» в регистрации наличием «мертвых душ», встав на сторону Минюста.

Немцов считает, что пока речь идет о банальной мести – чтобы сделать партию реальной мишенью, надо ее зарегистрировать, а власть этого боится. Но он вспоминает выборы в Мосгордуму двухлетней давности: всех кандидатов от «Солидарности» сняли, но «борьба Лужкова с Немцовым» все равно, по его мнению, использовалась в предвыборной кампании.

Тактика использования несистемной оппозиции в качестве аллергена неэффективна, но соблазнительна, считает политолог Михаил Виноградов. По его мнению, ниша системного врага из-за отсутствия ярких политиков пустует, а избирательной кампании нужна интрига.