Минфин компенсирует снижение социальных взносов налогом на богатых

Членам правительства не удалось договориться, как компенсировать потери бюджета из-за снижения страховых взносов. В итоге первый вице-премьер Игорь Шувалов одобрил предложение Минфина взимать с зарплат дополнительный взнос

Структура взноса

22 п. п. общей ставки взносов (из 30%), взимаемых в ПФР, делятся на индивидуальную часть (16 п. п. отражаются на индивидуальном счете работника и влияют на его пенсионные права) и солидарную (6 п. п. идут на текущие выплаты пенсий).

В споре Минфина, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития по поводу дополнительных страховых взносов с высоких зарплат победил Минфин. Это следует из протокола совещания у Шувалова («Ведомостям» удалось ознакомиться с документом).

Премьеру Владимиру Путину будет предложено одобрить новую регрессивную шкалу: снизить общую ставку с 34 до 30% и ввести дополнительную в 10% для заработков, превышающих облагаемый взносами лимит. В 2012 г. это 512 000 руб. в год, в 2013 г. – 567 000 руб., следует из документа (в 2011 г. – 463 000 руб). Малый бизнес получит «скидку»: общая ставка – 20%, регрессивная – 7%. При этом на пенсионные права этот дополнительный взнос влиять не будет.

Именно такой механизм предлагал Минфин: по расчетам ведомства, допвзносы принесут Пенсионному фонду 160 млрд руб. Мера компенсирует лишь часть его потерь – снижение по поручению президента Дмитрия Медведева общей ставки до 30% обойдется ПФР в 400 млрд руб.

Другие ведомства выступили с альтернативными проектами. Минэкономразвития предлагало отказаться от дополнительных взносов, а выпадающие доходы ПФР компенсировать за счет допдоходов бюджета от налогов, решение о повышении которых уже принято, – акцизов и НДПИ на нефть и газ, рассказал участвовавший в обсуждении чиновник. Минздравсоцразвития предлагало не вводить допвзнос для малого бизнеса (поступления от него все равно невелики), а для крупного и среднего учесть структуру взноса в ПФР (см. врез): солидарные 6% взимать со всего заработка, а индивидуальные 16% – с суммы до установленного на год лимита. Это позволяет сохранить страховую логику взносов, пояснил замминистра соцразвития Юрий Воронин, тогда как подход Минфина носит не страховой, а налоговый характер, при котором права людей со ставками и налогооблагаемой базой никак не связаны. Но чтобы получить искомые 160 млрд руб. (они уже учтены в проекте бюджета на 2012 г.), солидарную часть тарифа пришлось бы увеличить до 6,5–6,7%, т. е. общая ставка взносов оказалась бы выше требуемых 30%. А иначе ПФР получает дополнительно лишь 96 млрд руб., рассказал Воронин.

Вариант Минфина выгоден при зарплатах до 43 000 руб. в месяц. А при зарплатах от 60 000 руб. сумма взносов будет даже больше, чем при действующей сегодня ставке 34%. Так, за сотрудника с заработком в 75 000 руб. работодатель при ставке 34% заплатил бы в 2012 г. 174 080 руб.; при «двойном тарифе» – 192 400 руб., что эквивалентно повышению ставки до 37,6% (см. таблицу).

В том, что возобладает позиция Минфина, почти не сомневались даже его оппоненты. «Когда [министр финансов Алексей] Кудрин выворачивает карманы и говорит «денег нет», это действует более чем убедительно», – шутит чиновник одного из министерств, участвующих в обсуждении. Варианты Минздрава и Минэкономразвития приняты к сведению, говорит другой федеральный чиновник: прийти к согласию не удалось, теперь решение за премьером и президентом.

Малый бизнес гибкий и приспособится к дополнительной ставке, иронизирует президент «Опоры России» Сергей Борисов. Вряд ли президент, давая поручение, имел в виду снижение нагрузки через ее повышение, замечает партнер ФБК Игорь Николаев. Медведев может отвергнуть этот вариант, но вероятность такого сценария невелика, рассуждает он: «Ключевую роль здесь играет Минфин, который может сказать «денег нет». Пенсии платить нужно, обязательства прежде всего, а год предвыборный».