Грузинское вино решено вернуть в Россию

Если все пойдет как намечено, первые поставки состоятся до конца года, но восстановление объемов до пятилетнего эмбарго займет не меньше года
М.Стулов

Депутат горсовета Тбилиси Каха Кукава, председатель политической партии «Свободная Грузия», заявил, что сегодня по итогам переговоров с главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко алкогольная продукция из Грузии будет разрешена к экспорту в Россию - после прохождения сертификации Роспотребнадзора. По словам Кукавы, Онищенко заявил, что Россия допустит грузинскую алкогольную продукцию наравне с европейской и латиноамериканской, если она будет соответствовать всем требованиям безопасности и качества. По словам Кукавы, введенное Россией в 2006 г. эмбарго на ввоз алкоголя из Грузии было политическим, без документального обоснования больших объемов контрафакта; снятие запрета сейчас – это добрая политическая воля России.

По его словам, до 2006 г. в России ежегодно продавалось порядка 33 млн дал грузинской алкогольной продукции, из которой более половины – контрафакт, но в том числе произведенный на территории России. Сейчас есть 10-15 компаний, готовых предоставить образцы своей продукции в Роспотребнадзор, и Кукава надеется, что до конца сентября первые из них подадут заявки, а до конца года первое грузинское вино приедет в Россию.

Грузинским производителям потребуется не менее года, чтобы выйти на 15 млн дал экспорта. Сейчас винодельческая продукция экспортируется в Европу и Китай, но это «мизерные объемы», отметил Кукава. В Китай, по его словам, за последний год ушло лишь 20 тонн вина. По его данным, грузинское вино в Европе стоит$ 10-20 за бутылку, но не исключено, что в России цены будут ниже ниже, поскольку за 5 лет эмбарго потребитель забыл про этот продукт.

Роспотребнадзор запретил ввозить на российский рынок минеральную воду «Боржоми» и грузинские вина весной 2006 г. после обострения грузино-российских отношений, назвав причиной запрета низкое качество продукции. Тогда госминистр Грузии по вопросам экономических и структурных реформ Каха Бендукидзе заявил, что его стране следует действовать так, как будто бы России вовсе не существует: «Ведь могло быть на месте России море? Мы же не смогли бы продавать свою продукцию в море. Представьте, что там море!» Министр добавил, что «грузинские производители наконец-то должны понять, что долгосрочная работа на российском рынке ненадежна».

В середине августа 2011 г. Кукава заявил, что вопрос возвращения грузинской продукции на российский рынок принципиально решен, остались лишь проблемы технического и правового характера.