Собянин подготовил новаторский пятилетний бюджет Москвы

Мэр Москвы Сергей Собянин подготовил новаторский бюджет. Идеи, внедрить которые федеральному правительству помешали грядущие выборы, легли в основу городского бюджета: 90% расходов ведомств привязаны к их задачам
А.Махонин

Правительство Москвы опубликовало на своем сайте проект бюджета столицы на три года с прогнозом до 2016 г. В ближайшее время Собянин представит документ на заседании правительства, говорит представитель мэрии Гульнара Пенькова.

Это первый бюджет, который правительство Собянина подготовило самостоятельно. Закон о бюджете этого года формировался предыдущим мэром Юрием Лужковым, Собянин только корректировал его.

Доходы и расходы столицы будут последовательно расти все пять лет (см. таблицу). Дефицит сокращается медленно: за три года лишь на 15,4 млрд руб. Основные источники финансирования дефицита в следующем году – доходы от приватизации (более 47 млрд руб.) и остатки на счетах (почти 203 млрд руб., в том числе от продажи пакета Банка Москвы).

Занимать в следующем году московское правительство не собирается, объем госдолга должен сократиться с 347,7 млрд до 232,7 млрд руб. В этом году столица пошла на досрочный выкуп своих долгов, говорит чиновник столичного правительства, предполагается, что на это будет потрачено около 30 млрд руб. Политика Москвы кардинально отличается от федеральной. Согласно долговой стратегии правительства России, госдолг в 2011–2014 гг. увеличится с 11,2% ВВП до 17% (почти до 12 трлн руб.).

Бюджет Собянина можно назвать не только сбалансированным, но даже реформаторским, говорит чиновник федерального Минфина: он первым использует как минимум две новации, которые хотело, но пока не могло реализовать правительство России. Первое – столица представила пятилетнее видение бюджета. Второе – Москва подготовила бюджет в новой классификации: расходы сгруппированы не по ведомственному принципу, а в соответствии с утвержденными программами. По поручению премьера Владимира Путина федеральное правительство тоже собиралось перейти к программному планированию – привязать расходы ведомств к поставленным перед ними задачам. Федеральные чиновники обещали, что новая классификация должна повысить эффективность госрасходов, но в марте правительство отложило реформу (она должна начаться не раньше 2013 г.), объяснив это неготовностью ведомств и выборами.

Столичный бюджет состоит из 17 госпрограмм, которые объединяют 90% расходов. Самая большая программа – социальная: около 22% расходов за три года (растут с 338,4 млрд до 377,4 млрд руб., см. график на стр. 01). Вторая по объему – транспортная программа, она вырастет с 328,3 млрд до 378,4 млрд руб. Третья – развитие образования – с 259,8 млрд до 283,3 млрд руб. Самая маленькая программа – энергосбережение: на нее правительство собирается тратить по 700–800 млн руб. Доля социальных расходов – почти 60%, инвестрасходы – более 28%.

Проект бюджета Москвы не учитывает новых границ, отмечает чиновник правительства. Пока не принято решение, как именно будут финансироваться новые территории, рассказывает он: «Могут возникнуть дополнительные расходы – более 20 млрд руб., их можно будет утвердить поправками».

Федеральный бюджет труднее перенастроить, чем региональный, говорит научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: он громоздкий, перегруженный социальными и оборонными обязательствами, сильно зависит от цен на нефть. Москва гораздо более самостоятельна, чем Федерация, считает он. Зависимость бюджета Москвы от нефтяной и газовой отрасли снижается, согласен сотрудник городского правительства: в структуре доходов бюджета доля налога на прибыль от нефтегазового сектора составит в 2012 г. 14%, тогда как до кризиса, в 2008 г., было 17,6% (в федеральном бюджете – около половины. – «Ведомости»).