Коррупция мешает России присоединиться к ОЭСР
Россия соответствует уровню Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по многим социально-экономическим параметрам. Вступить в ОЭСР мешают плохой деловой климат, высокий уровень коррупции, отсутствие верховенства права
«Патологическим явлением» авторы обзора называют плохой деловой климат, из-за которого заниматься бизнесом в России трудно и рискованно. «Бизнес-климат – одна из сфер, где разрыв между Россией и странами ОЭСР остается широким, и это мешает России стать страной с современной, диверсифицированной, инновационной экономикой, которой она претендует быть», – пишут они. Одно из проявлений плохого климата – коррупция, бремя которой давно признано властями. Многое для решения этой проблемы сделано, хотя и без видимых результатов, ссылаются авторы на слова президента Дмитрия Медведева. Антикоррупционные меры будут иметь больше шансов на успех, если дополнить их реформами для повышения открытости и увеличения прозрачности политических процессов, а также если вовлечь в них гражданское общество, рекомендует ОЭСР.
Рекомендации ОЭСР важны для российской экономики, сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина: Россия по-прежнему чувствительна к внешним шокам, поэтому власти и провозгласили политику модернизации, включающую улучшение делового климата для привлечения инвестиций, особенно в несырьевые секторы экономики.
По некоторым показателям Россия в последние годы даже превзошла уровень стран – участниц ОЭСР: у нее низкий госдолг, профицит бюджета в 2011 г. и проектировки низкого дефицита на ближайшие годы. В России высокая занятость и широкое распространение высшего образования – столь значительной доли идущих в высшие учебные заведения выпускников школ нет ни в одной стране ОЭСР, пишут эксперты этой организации в обзоре российской экономики.
Этот обзор – не просто набор заключений, а множество практических рекомендаций, которые помогут России в присоединении к ОЭСР, заявил генсек организации Анхель Гурриа (см. врез на стр. 03). По некоторым другим показателям российская экономика все еще остается достаточно отсталой – с низкой производительностью труда, маленьким среднедушевым доходом, высокой инфляцией, экстремальным неравенством, недостаточно качественным здравоохранением, плохой охраной окружающей среды, низкой энергоэффективностью, перечисляют эксперты ОЭСР.
Другая сфера, тесно связанная с бизнес-климатом, – верховенство права: здесь Россия также отстает. Нужно повышать качество принимаемых законов, работу госучреждений сделать прозрачной и подотчетной обществу, необходимы свобода СМИ, ротация судей и случайный порядок их назначения для рассмотрения дел.
«Необходимо избегать даже признаков политического вмешательства в силу закона и работу судов», – советует ОЭСР. Президент Медведев как раз в день презентации обзора ОЭСР встречался с судьями Конституционного суда и отметил, что о вмешательстве власти в судебные дела могут рассуждать лишь люди, далекие от судебной работы: «Никакого вмешательства никогда и не было. Хотя разговоров всегда ходит много о том, что ресурс используется и т. д.». И это касается всех судов: и арбитражного, и общей юрисдикции, убежден президент (цитаты по «Интерфаксу»).
Необходимы реформы и в других сферах, пишет ОЭСР, обращая внимание на низкую конкуренцию, высокую зарегулированность рынка товаров и услуг – выше только в Китае. Нужно восстановить бюджетные правила, ограничивающие использование нефтегазовых доходов, провести приватизацию, снижающую участие государства в экономике, продолжают эксперты.
Одной из проблемных сфер – социальной политике и рынку труда – посвящен отдельный обзор. В нем эксперты ОЭСР, в частности, рекомендуют в демографической политике сместить акцент с поддержки неработающих матерей на помощь работающим родителям, чтобы они могли совмещать работу и семейную жизнь. Требует корректировки и борьба с бедностью: 60% бедных – работающие люди и дети, тогда как до сих пор усилия российского государства были сосредоточены на искоренении бедности среди пенсионеров. Но и в дальнейшем поддержание достойного уровня пенсий будет финансово невозможно без пенсионной реформы, включая ограничение досрочного выхода на пенсию в трудоспособном возрасте и повышение самого пенсионного возраста до 62 лет (в ОЭСР – в среднем 65 лет).
Для снижения неравенства ОЭСР рекомендует повысить уровень заработка, с которого взимаются страховые взносы (сейчас ограничен 150% среднего по стране годового заработка), рассмотрев возможность уплаты части взноса самим работником, как в большинстве стран ОЭСР, а также ввести прогрессивную шкалу налогообложения.
Рекомендации ОЭСР частично повторяют настойчивые советы Всемирного банка, активно призывающего Россию вернуть замороженные в кризис бюджетные правила и противостоять наращиванию расходов. Необходимость пенсионной реформы признана и Минздравсоцразвития, готовящим концепцию такой реформы, и экспертным сообществом, посвятившим реформе главу в «Стратегии-2020», написанной для будущего правительства по заданию премьер-министра Владимира Путина. А вот менять плоскую шкалу подоходного налога эксперты правительству не советуют: перераспределение нагрузки, т. е. прогрессивность налогообложения, оптимальнее достичь с помощью налога на недвижимость и повышения не облагаемого подоходным налогом минимума до уровня МРОТ (сейчас – 4611 руб.).
Российские власти демонстрируют готовность ликвидировать отставание от стран ОЭСР и улучшить качество политики, отмечает Гурриа: «Есть ощущение, что возможны качественные улучшения во многих сферах – от социальной политики до повышения энергоэффективности».
Главная проблема России – консервация политической системы, считают аналитики Economist Intelligence Unit, это мешает и улучшению инвестиционного климата.
России не хватает реформ, либерализующих рынки, к таким реформам руководство страны не готово, полагает Лилит Геворкян из IHS Global Insight.
Вступление в ВТО заставит правительство такие реформы проводить, уверен Крис Уифер из «Тройки диалог».
У России есть два пути: развиваться по инерции медленными темпами либо сделать качественный скачок, резюмирует научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В первом случае экономика останется экспортно-ориентированной и будет оставаться сильно уязвимой к ударам извне, а второй вариант возможен только в случае проведения масштабных институциональных реформ и улучшения качества экономической политики.