Коррупция мешает России присоединиться к ОЭСР

Россия соответствует уровню Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по многим социально-экономическим параметрам. Вступить в ОЭСР мешают плохой деловой климат, высокий уровень коррупции, отсутствие верховенства права
М.Стулов

По некоторым показателям Россия в последние годы даже превзошла уровень стран – участниц ОЭСР: у нее низкий госдолг, профицит бюджета в 2011 г. и проектировки низкого дефицита на ближайшие годы. В России высокая занятость и широкое распространение высшего образования – столь значительной доли идущих в высшие учебные заведения выпускников школ нет ни в одной стране ОЭСР, пишут эксперты этой организации в обзоре российской экономики.

Этот обзор – не просто набор заключений, а множество практических рекомендаций, которые помогут России в присоединении к ОЭСР, заявил генсек организации Анхель Гурриа (см. врез на стр. 03). По некоторым другим показателям российская экономика все еще остается достаточно отсталой – с низкой производительностью труда, маленьким среднедушевым доходом, высокой инфляцией, экстремальным неравенством, недостаточно качественным здравоохранением, плохой охраной окружающей среды, низкой энергоэффективностью, перечисляют эксперты ОЭСР.

«Патологическим явлением» авторы обзора называют плохой деловой климат, из-за которого заниматься бизнесом в России трудно и рискованно. «Бизнес-климат – одна из сфер, где разрыв между Россией и странами ОЭСР остается широким, и это мешает России стать страной с современной, диверсифицированной, инновационной экономикой, которой она претендует быть», – пишут они. Одно из проявлений плохого климата – коррупция, бремя которой давно признано властями. Многое для решения этой проблемы сделано, хотя и без видимых результатов, ссылаются авторы на слова президента Дмитрия Медведева. Антикоррупционные меры будут иметь больше шансов на успех, если дополнить их реформами для повышения открытости и увеличения прозрачности политических процессов, а также если вовлечь в них гражданское общество, рекомендует ОЭСР.

Другая сфера, тесно связанная с бизнес-климатом, – верховенство права: здесь Россия также отстает. Нужно повышать качество принимаемых законов, работу госучреждений сделать прозрачной и подотчетной обществу, необходимы свобода СМИ, ротация судей и случайный порядок их назначения для рассмотрения дел.

«Необходимо избегать даже признаков политического вмешательства в силу закона и работу судов», – советует ОЭСР. Президент Медведев как раз в день презентации обзора ОЭСР встречался с судьями Конституционного суда и отметил, что о вмешательстве власти в судебные дела могут рассуждать лишь люди, далекие от судебной работы: «Никакого вмешательства никогда и не было. Хотя разговоров всегда ходит много о том, что ресурс используется и т. д.». И это касается всех судов: и арбитражного, и общей юрисдикции, убежден президент (цитаты по «Интерфаксу»).

Необходимы реформы и в других сферах, пишет ОЭСР, обращая внимание на низкую конкуренцию, высокую зарегулированность рынка товаров и услуг – выше только в Китае. Нужно восстановить бюджетные правила, ограничивающие использование нефтегазовых доходов, провести приватизацию, снижающую участие государства в экономике, продолжают эксперты.

Одной из проблемных сфер – социальной политике и рынку труда – посвящен отдельный обзор. В нем эксперты ОЭСР, в частности, рекомендуют в демографической политике сместить акцент с поддержки неработающих матерей на помощь работающим родителям, чтобы они могли совмещать работу и семейную жизнь. Требует корректировки и борьба с бедностью: 60% бедных – работающие люди и дети, тогда как до сих пор усилия российского государства были сосредоточены на искоренении бедности среди пенсионеров. Но и в дальнейшем поддержание достойного уровня пенсий будет финансово невозможно без пенсионной реформы, включая ограничение досрочного выхода на пенсию в трудоспособном возрасте и повышение самого пенсионного возраста до 62 лет (в ОЭСР – в среднем 65 лет).

Для снижения неравенства ОЭСР рекомендует повысить уровень заработка, с которого взимаются страховые взносы (сейчас ограничен 150% среднего по стране годового заработка), рассмотрев возможность уплаты части взноса самим работником, как в большинстве стран ОЭСР, а также ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Рекомендации ОЭСР частично повторяют настойчивые советы Всемирного банка, активно призывающего Россию вернуть замороженные в кризис бюджетные правила и противостоять наращиванию расходов. Необходимость пенсионной реформы признана и Минздравсоцразвития, готовящим концепцию такой реформы, и экспертным сообществом, посвятившим реформе главу в «Стратегии-2020», написанной для будущего правительства по заданию премьер-министра Владимира Путина. А вот менять плоскую шкалу подоходного налога эксперты правительству не советуют: перераспределение нагрузки, т. е. прогрессивность налогообложения, оптимальнее достичь с помощью налога на недвижимость и повышения не облагаемого подоходным налогом минимума до уровня МРОТ (сейчас – 4611 руб.).

Российские власти демонстрируют готовность ликвидировать отставание от стран ОЭСР и улучшить качество политики, отмечает Гурриа: «Есть ощущение, что возможны качественные улучшения во многих сферах – от социальной политики до повышения энергоэффективности».

Рекомендации ОЭСР важны для российской экономики, сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина: Россия по-прежнему чувствительна к внешним шокам, поэтому власти и провозгласили политику модернизации, включающую улучшение делового климата для привлечения инвестиций, особенно в несырьевые секторы экономики.

Главная проблема России – консервация политической системы, считают аналитики Economist Intelligence Unit, это мешает и улучшению инвестиционного климата.

России не хватает реформ, либерализующих рынки, к таким реформам руководство страны не готово, полагает Лилит Геворкян из IHS Global Insight.

Вступление в ВТО заставит правительство такие реформы проводить, уверен Крис Уифер из «Тройки диалог».

У России есть два пути: развиваться по инерции медленными темпами либо сделать качественный скачок, резюмирует научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В первом случае экономика останется экспортно-ориентированной и будет оставаться сильно уязвимой к ударам извне, а второй вариант возможен только в случае проведения масштабных институциональных реформ и улучшения качества экономической политики.