ФНС сможет не тратить силы на сбор налогов за рубежом

Высший арбитражный суд (ВАС) решил, что не заплаченный иностранной компанией налог можно взыскать с российского налогового агента. До сих пор агентам грозили лишь штрафы в 20% от суммы недоимки
С.Портер/ Ведомости

Прецедентное решение об обязанностях налогового агента президиум ВАС принял по спору Ульяновского моторного завода с межрайонной инспекцией ФНС по Ульяновской области. Компания, входящая в группу ГАЗ, закупала работы у английской Ultramotive Ltd, но российский НДС по этому контракту англичане не заплатили. Удержать НДС по Налоговому кодексу должен был агент – российский заказчик, и налоговики доначислили заводу 2,38 млн руб. налога за 2007–2008 гг.

Компания оспорила претензии в суде. Три инстанции признали обязанность Ultramotive Ltd заплатить НДС, но указали, что с агента можно взыскать лишь штраф (20% недоимки). По сложившейся практике если налог не удержан агентом, то с него взыскивается лишь штраф, говорит юрист Sameta Юлия Кузнецова, взыскать сам налог можно, только если он удержан, но не перечислен в бюджет. Ту же позицию президиум ВАС поддержал в сентябре 2011 г. по аналогичному спору с налоговиками группы «Геоатом», касавшемуся налога на доходы иностранной компании, замечает она.

Но в деле Ульяновского моторного завода судьи президиума решили, что взыскать всю сумму НДС, а не только штраф можно прямо с агента.

Мотивировочная часть решения президиума пока не готова. В определении о передаче дела в президиум «тройка» судей мотивировала новый подход тем, что Налоговый кодекс возлагает именно на агента задачу пополнения бюджетной системы. Если агент не выполнил обязанности за счет средств контрагента, то налог может быть удержан из его собственных средств, указали судьи.

Проблема касается широкого круга компаний вне зависимости от их вида деятельности, говорит замруководителя ФНС Сергей Аракелов. В зоне риска оказываются все российские покупатели работ или услуг иностранных организаций, согласна Кузнецова.

Позиция, по которой агенту грозит лишь штраф, стимулировала не платить налог, считает Аракелов: взять его с иностранца невозможно. Причем схема платежей иностранным компаниям без удержания налогов часто используется при выводе капитала из страны, замечает он. На вопрос, рассчитывает ли ФНС распространить новую практику и на другие налоги, Аракелов заметил, что лишь глава 23 кодекса (налог на доходы физических лиц) содержит нормы, не позволяющие взыскивать налог с агента.

Представитель группы ГАЗ говорит, что решение не несет в себе рисков для работы компании: «Раз суд принял такое решение, будем работать по-новому».

Хотя в деле Ульяновского моторного завода сумма претензий невелика, в целом по экономике речь идет о миллиардах рублей. Так, в начале года налоговики пытались обложить налогом купонный доход иностранцев по евробондам российских компаний, правда, в феврале правительство решило этого не делать до 2013 г., а затем поменять законодательство. Если бы налоговики попытались переложить на эмитентов уплату не одних штрафов, но и недоимки, то претензии только к «Газпрому» составили бы до $400 млн в год (исходя из оценок «ВТБ капитала»).

Юристы замечают, что многое будет зависеть от текста постановления президиума. «Тройка» судей отметила, что Ульяновский моторный завод как агент мог сделать вычет по не уплаченному английской компанией НДС, говорит партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов, так что президиум может ограничить применение правила только для агентов, возмещающих НДС. Если стоит цель разрешить налоговикам взыскивать с агента любые налоги, надо менять закон, считает Шаповалов: Налоговый кодекс им таких прав не дает.

Кузнецова полагает, что не исключено применение предложенного ВАС подхода по НДС и для других налогов. В этом случае в зоне риска окажутся и компании, перечисляющие за рубеж дивиденды, проценты по займам, лицензионные и арендные платежи, заключает она.