Оспаривать действия налоговых инспекторов придется у их руководителей

ФНС и Минфину придется узнать у бизнеса, хочет ли он перед обращением в суд обжаловать действия налоговиков у их начальства. Такая процедура ожидает все проекты, влияющие на администрирование налогов
М.Стулов/ Ведомости

Правительство поручило публично обсудить с бизнесом подготовленный ФНС законопроект об обязательной досудебной процедуре обжалования действий налоговиков. Вчера соответствующие поправки в Налоговый кодекс были опубликованы на сайте Минфина со ссылкой на это поручение.

Проект был разработан налоговиками в начале года. Последняя редакция предусматривает обязательное досудебное обжалование в территориальных управлениях или центральном аппарате ФНС любых ненормативных актов, действий или бездействий налогового органа. Сейчас досудебная апелляция необходима только при оспаривании решений инспекций по проверке. Управление или центральный аппарат могут приостановить исполнение решений на время рассмотрения жалобы, но не обязаны это делать. Приглашать заявителя на слушания налоговики, как и сейчас, не будут обязаны, но зато у компаний появится возможность представить дополнительные доказательства.

Поправки корректируют и сроки на обжалование. Время для подготовки жалобы увеличивается с 10 до 30 дней, срок давности – с трех месяцев до одного года. Для рассмотрения претензий на решение инспекции у налоговиков будет до 30 дней (можно продлить до 60), для остальных жалоб – 15 дней (до 30).

После введения нового порядка с 2014 г. ФНС ожидает роста количества досудебных жалоб на 24%, следует из финансово-экономического обоснования поправок. Увеличивать численность налоговиков не придется, обещает ФНС: в последние три года число жалоб снижается в среднем на 10,5% в год, новая процедура с 2014 г. лишь вернет объем работы на уровень 2011 г. – 54 676 жалоб. В 2011 г. количество судебных споров с участием компаний снизилось в сравнении с 2010 г. на 18% до 61 000 дел, налоговики выиграли 65% оспариваемых требований – на 212 млрд руб., следует из статистики ФНС. Количество досудебных жалоб уменьшилось на 11%, компании оспорили претензии на 322 млрд руб. (снижение на 26%).

Без суда урегулировать спор удобнее, это соответствует мировой практике, поддерживает проект президент «Деловой России» Александр Галушка. В целом идея досудебного оспаривания правильная, согласен и управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Он предлагает разрешить представителям заявителя присутствовать при разбирательстве жалобы: «Хотя превращать апелляцию в квазисудебный процесс не нужно». Но положение налогоплательщиков ухудшится, если вышестоящий орган не сможет, как суд, приостановить исполнение решений инспекции, считает он.

Принудительная досудебная процедура не нужна, спорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: если механизм будет работать, он и без обязаловки станет популярным. К тому же процедура непублична и не предполагает возмещения расходов на обжалование, в то время как в суде можно вернуть хотя бы часть затрат, добавляет он. Расширение использования досудебных процедур должно достигаться в первую очередь за счет повышения их прозрачности и качества, считает замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова: главное, чтобы поправки не создали дополнительных административных процедур, нужно улучшать существующие.

Уже сейчас более 80% всех споров с налоговыми органами – по результатам проверок – проходят через обязательную досудебную процедуру, замечает замруководителя ФНС Сергей Аракелов, такие решения вступают в силу только после апелляции. Остальные споры, как правило, не связаны с доначислением налогов, это, например, жалобы на несвоевременный возврат НДС, рассылку уведомлений с ошибками, по таким категориям споров нет основания для приостановления решения инспекции, продолжает он. По данным Аракелова, сейчас судебное обжалование таких действий растягивается на 5–7 месяцев. Порядок обжалования предельно прост, чтобы не пришлось привлекать юристов, поэтому вызов представителя на рассмотрение жалобы и не предусмотрен, замечает Аракелов: именно это позволяет сделать процедуру максимально быстрой. Если же в результате рассмотрения жалобы выносится новое решение по проверке, то представитель компании будет обязательно приглашен, добавляет он.