Авиасалон в Фарнборо обещает стать самым политизированным

Авиационный салон «Фарнборо-2012» обещает стать не только самым неурожайным на заказы российской техники, но и самым политизированным
V.KOROTAYEV/ AFP

Сохраняется интрига: будет ли Superjet. «Мы бы хотели представить серийную модель в раскраске «Аэрофлота», – говорит представительница Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ольга Каюкова, – но самолет в связи с высоким сезоном загружен, его сложно изъять из расписания: переговоры продолжатся». О контрактах на Superjet Каюкова говорить отказалась, а человек, близкий к «Аэрофлоту», сказал, что непредоставление самолета в раскраске вызвано боязнью имиджевых потерь. Вряд ли стоит ждать крупных контрактов на Superjet, вздыхает сотрудник ОАК, есть вероятность перевода небольших предварительных контрактов и опционов в твердые. Скорее всего, подписывать такие контракты будут российские компании, прогнозирует Пантелеев.

Очередной, 48-й авиасалон в Фарнборо начнется 8 июля и продлится неделю. Обычных посетителей допустят на салон с 13 июля, перед ними выступит пилотажная группа «Русские витязи».

Но ее полеты были под вопросом – из-за сложностей в получении виз, рассказал человек, близкий к пилотажной группе. Представитель ВВС России Владимир Дрик сообщил, что визы получены, из-за организационных проблем группа вылетит на салон не 4 июля, а 5-го – и в тот же день выступит.

Визы стали самой горячей темой для российских участников «Фарнборо-2012». По словам представителя «Рособоронэкспорта» Вячеслава Давиденко, не все члены делегации госпосредника получили британские визы, хотя документы сдали в посольство заблаговременно и в соответствии с правилами.

Крупный контракт на Фарнборо планировала заключить авиакомпания «Ютэйр» – на 25 Airbus-320, сообщили сотрудники авиапроизводителя и лизинговой компании. «О каком контракте может идти речь – у меня даже нет визы», – возмутился топ-менеджер «Ютэйр». По данным другого сотрудника авиакомпании, виз нет и у других ее менеджеров. Высокопоставленный чиновник российского оборонного комплекса даже заявил «Интерфаксу», что Россия из-за ситуации с визами может проигнорировать следующий авиасалон. А сотрудник российской авиакомпании выражает общее мнение, что виз британцы не дают по политическим соображениям – не то из-за позиции по Сирии, не то из-за дела Магнитского.

«Мы выпустили по меньшей мере 150 виз лицам, желающим посетить «Фарнборо», – возражает пресс-секретарь британского посольства Дэвид Шоу, – большинство заявителей обратились вовремя, их заявления рассмотрены и визы получены. К сожалению, некоторые люди так не сделали. Но мы готовы рассмотреть каждый отдельный случай при поступления запросов от заявителей».

Россияне не едут на «Фарнборо» не только из-за виз, считает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев: очередной волны интереса к нашим самолетам стоит ожидать не раньше 2014 г. (см. врез), оттого российская делегация на этом салоне будет менее представительной. Заявки подали 55 компаний, 19 из них представят в общей сложности 114 экспонатов. На прошлом «Фарнборо» было 59 компаний из России и 250 экспонатов.

Главной новинкой от России будет не гражданский, а военный самолет – первый серийный Як-130 корпорации «Иркут». Он, по данным представительницы «Иркута» Елены Федоровой, активно предлагается как единственный в мире современный специализированный реактивный учебно-боевой самолет повышенной подготовки; 16 машин уже поставлены в Алжир. «Иркут» обещает также полноразмерный макет МС-21, двигатели к нему (ПД-14 и P&W-1000G) и композитный макет крыла. Заключать контракты «Иркут» будет с поставщиками комплектующих, но крупных вряд ли стоит ждать, предупреждает сотрудник корпорации.

Обсуждается также возможность перевода в твердый контракт договора «Ильюшин финанс» на 50 МС-21 и поставка 10-12 Ан-148 в Латинскую Америку, рассказал человек, близкий к лизинговой компании.