Как собирают подписи в Рязанской области

Муниципальный фильтр, казавшийся непреодолимым для кандидатов в губернаторы от малых партий, на поверку оказался дырявым. Депутаты-единороссы помогают конкурентам по соображениям, далеким от политики
Д.Абрамов/ Ведомости

«Я начал договариваться о подписях муниципальных депутатов в мою пользу за две недели до объявления выборов, поэтому у меня все подписи собраны», – рассказывает по пути в Шиловский район Рязанской области кандидат в губернаторы от партии «Новая Россия» Олег Нагибин. У нотариальной конторы в Шилове его ждет давний товарищ, депутат от «Справедливой России» пос. Лесной. Рядом стоят женщина и мужчина средних лет, рабочие местных производств и одновременно депутаты разных муниципальных образований Шиловского района, оба – от «Единой России». Нотариус быстро заверяет их подписи.

Депутаты уверяют, что партийная принадлежность их не интересует, а согласие объясняют хорошим отношением к эсеру. У него своя лесопилка, наверное, помогает дровами зимой, партийная принадлежность на селе неважна, подтверждает Нагибин.

Нагибин не скрывает, что областная администрация не мешает ему собирать подписи. Его выдвижение выгодно власти, от которой баллотируется и. о. губернатора Олег Ковалев: шансов на победу у Нагибина нет, зато создается видимость конкуренции, а более сильным кандидатам труднее собирать подписи.

По словам Нагибина, помогает в сборе подписей и его специальность. Сейчас он главврач городской поликлиники, когда-то был главврачом туберкулезного санатория, поэтому депутаты-медработники без колебаний подписались за него. Правда, медиков из районных больниц Нагибин обходит стороной – чтобы у них не возникало проблем.

Помогает и богатое политическое прошлое: в какой-то момент Нагибин был ближайшим помощником другого кандидата в губернаторы – первого замруководителя Россотрудничества Игоря Морозова, который идет сейчас от «Патриотов России», а в конце 2000-х возглавлял региональное отделение «Справедливой России». После конфликта с федеральным руководством в 2009 г. Нагибина из партии исключили, но друзья среди эсеров остались. Поэтому местные отделения эсеров помогают собирать подписи, к тому же многие из них обижены на партию, поскольку не получили повышения при очередной смене регионального председателя.

Но и Морозову, считающемуся наиболее сильным конкурентом Ковалева, помогают эсеры и единороссы, причем влиятельные: замсекретаря регионального отделения «Единой России» Сергей Сальников и кандидат от эсеров Владимир Крымский.

Сальников был областным министром сельского хозяйства, теперь гендиректор «Ока-агро», крупнейшего агрокомплекса области, председателем совета директоров которого работает сын бывшего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева Никита. Агрокомплекс – крупнейший работодатель Сараевского района, и в ходе кампании из «Единой России» вышли и примкнули к новой команде главы двух поселений этого района, Вячеслав Хвостов и Андрей Брыков.

Именно в сельскохозяйственных районах наиболее успешно шел сбор подписей за Морозова. Сальников действительно помогает – он принес значительную часть подписей, говорит руководитель штаба Морозова и одновременно его сын Николай, и это логично: людям не так важна партийная принадлежность, как личное знакомство, особенно на селе.

Несколько подписей принес и Крымский: сначала он собирал их за себя, но потом передоговорился, и их отдали Морозову.

«У людей могут быть причины отдавать голоса за других кандидатов, и если это делается без шума, без нарочитой показухи, то партия может с пониманием отнестись к таким ситуациям», – говорит лидер рязанских единороссов Аркадий Фомин, но если со скандалом, то может ставиться вопрос о партийном взыскании.

«Самая большая проблема, с которой пришлось столкнуться, – нотариусы, – рассказывает Нагибин. – В некоторых поселениях они бывают несколько раз в неделю, а если берешь нотариуса с собой, это нарушает негласное разделение территорий внутри их профессионального цеха». Но главное – нотариусы плохо знакомы с законодательством о выборах, и местным, и федеральным, поэтому постоянно предъявляют лишние требования – и даже к подписному листу, несмотря на то что его форма установлена местным законом. Некоторые требуют доказательств, что кандидат действительно является кандидатом, хотя официально им можно стать, только собрав подписи; настаивают на присутствии финансовых уполномоченных, хотя процедура этого не требует. Приходилось наизусть зачитывать нормы законов, жалуется Нагибин, а в ответ звучали агрессивные реплики «не учите тут меня».

В штабе другого кандидата – Игоря Морозова также сообщают об этой проблеме: основной статьей затрат при сборе подписей оказались услуги юристов и все тех же нотариусов.