Евкуров: Граница с Чечней исключит "третью силу"

Глава Ингушетии отреагировал на слова главы соседней Чечни Рамзана Кадырова о границе между республиками
Юнус-Бек Евкуров/ А.Махонин/ Ведомости

Административная граница между Ингушетией и Чеченской республикой должна быть определена, это реальная необходимость, заявил сегодня "Интерфаксу" глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. "Административную границу между Ингушетией и Чеченской республикой надо было сделать давно. На сегодняшний день у нас существуют границы между муниципальными образованиями обеих республик, в рамках которых мы живем. Но наличие административной границы между двумя субъектами, убежден, еще больше скрепит наши отношения и исключит третью силу, которая в той или иной степени пытается поссорить наших людей", - сказал глава Ингушетии.

Он считает, что для народов Ингушетии и Чечни административная граница не создаст "каких-либо препятствий во взаимоотношениях, они традиционно были, есть и будут всегда близкими".

Пресс-служба главы и правительства Чечни распространила сообщение, в котором говорилось, что руководство республики намерено поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией. Этот вопрос был обсужден на совещании у главы Чечни Рамзана Кадырова 26 августа. "Межевая линия, которую мы никогда не проводили и которой никогда не интересовались, изо дня в день, из месяца в месяц двигается внутрь Чеченской республики, - заявил Кадыров. <...> Мы думали, что мы народы-братья, что ингушский народ пережил определенную трагедию. Замалчивали острые проблемы, исходили из того, что граница нас не должна разъединять. Но нас неправильно поняли".

«Аппетит растет, и идет процесс захвата новых и новых территорий Чечни. Если кто-то не понимает человеческого языка, мы шутить не позволим», - приводятся в сообщении слова Кадырова, сказанные на совещании с правительством.

До распада СССР Чечня и Ингушетия входили в состав Чечено-Ингушской АССР, и административная граница республик по факту все еще не закреплена на федеральном уровне. Основные спорные территории находятся в Сунженском и Малгобекском районах. «Всем известно, что Сунженский район, значительные территории Малгобекского района являются частью Чечни. Если российскими законами, руководством России режим Дудаева признан незаконным, незаконными признаны все его соглашения, указы и распоряжения, то о каком договоре с Дудаевым в Ингушетии ведут речь? Если же что-то связанное с границей признается имеющим законную силу, то нужно признать законность Дудаева, его преступного режима и всего, что он творил. Признать, что Ичкерия была государством», — говорится в заявлении Кадырова.

Проблема границы - не новая в отношениях кавказских республик: еще в 2009 г. Евкуров предлагал установить четкую линию, правда без участия федеральных властей. «Не будет объединения Чечни и Ингушетии. Не хочет этого народ Ингушетии. Не хочет этого и народ Чечни. Мы уже побыли вместе, хватит»,- заявил тогда президент Ингушетии.

Отношения Чечни и Ингушетии обострились после июльского инцидента в ингушском селе Галашки: Кадыров утверждал, что чеченские силовики провели в этом селе спецоперацию, ликвидировав боевиков, причастных к нападению на село Центорой в Чечне. Но Евкуров сообщил, что силовики из Чечни здесь ни при чем. В ответ Кадыров обвинил Евкурова в том, что тот сеет семена раздора между чеченским и ингушским народами, а также должным образом не борется с терроризмом. «Если Евкуров там не наводит порядок, мы его наведем», — заявил глава Чечни.