Судьи Pussy Riot дали пресс-конференцию

Это второй случай в истории Мосгорсуда: впервые судьи разъясняли мотивы своего решения после рассмотрения кассационной жалобы на второй приговор экс-совладельцам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву
Лариса Полякова и Юрий Пасюнин/ З.Джавахадзе/ ИТАР-ТАСС

Двое судей, рассматривавших кассацию по делу Pussy Riot, дали в четверг в "Интерфаксе" пресс-конференцию. Это второй случай, когда судьи Мосгорсуда дают пресс-конференцию, комментируя вынесенное ими решение. Впервые это было сделано после рассмотрения кассационной жалобы на второй приговор экс-совладельцам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.

Решение о пресс-конференции принималось с учетом информационного фона, который сложился вокруг этого процесса, объяснила представитель Мосгорсуда Анна Усачева. Пресс-конференция прошла в формате, который позволяет максимально оперативно донести свою позицию до самой широкой аудитории: "Чтобы доверять судебным решениям, нужно понимать логику, которой руководствовались принявшие его судьи. Поэтому они постарались эту логику прояснить".

"Такой формат не будет применяться часто, - предупреждает она. - Но в случаях, когда по большому количеству запросов и обращений мы можем судить о степени интереса к делу. В данном случае, вы сами видели, за процессом наблюдало большое количество российских и зарубежных СМИ, какие-то вопросы у них оставались".

Председатель судебного состава, который рассматривал жалобу на приговор, Лариса Полякова заверила журналистов, что давления на кассационную инстанцию со стороны властей не оказывалось. А ее коллега судья-докладчик Юрий Пасюнин вообще заявил, что узнал о заявлении президента Владимира Путина о справедливости приговора Pussy Riot только в день рассмотрения кассации в ходе прений сторон.

В воскресенье телеканал НТВ показал интервью с Путиным, в котором тот следующим образом прокомментировал приговор участницам Pussy Riot: «На самом деле правильно, что их арестовали, и правильно сделали, что суд у нас такое решение принял. Потому что нельзя подрывать основы морали, нравственности, разрушать страну. Мы с чем останемся тогда?» 17 августа судья Хамовнического суда Москвы Марина Сырова признала попытку Надежды Толоконниковой, Екатерины Самуцевич и Марии Алехиной провести в феврале в храме Христа Спасителя "панк-молебен "Богородица, Путина прогони" хулиганством, совершенным по мотивам вражды и ненависти к верующим, приговорив каждую к двум годам колонии. Почти полгода до вынесения приговора хулиганки, у двоих из которые есть малолетние дети, провели в сизо.

Одна из адвокатов осужденных Виолетта Волкова назвала заявление Путина давлением на суд: «Делать подобные заявления, тем более за несколько дней до судебного заседания, недопустимо для главы государства». Ее коллега Марк Фейгин при рассмотрении кассационной жалобы просил вынести в адрес президента частное определение о недопустимости давления на суд, однако эта просьба судьями во главе с Поляковой удовлетворена не была.

"Никакого давления на нас никто никогда не оказывал", - заявила Полякова (здесь и далее цитаты по "Интерфаксу"). "Высказывания мы слышали, но решение принимали сами", - добавила она. "Я откровенно говорю: не залезал в интернет послушать, что об этом говорил Путин. Услышал только в прениях об этом", - сказал Пасюнин. "У нас столько подобных дел, что если все слушать, не останется времени для изучения материалов дела", - отметил он.

Смягчение приговора Самуцевич Пасюнин объяснил тем, что Мосгорсуд оценил степень участия в акции каждой из участниц. "Самуцевич, как и остальные, надела шапку, расчехлила гитару, вступила в противоборство с охранником, отняла у него рацию, противодействуя тому, чтобы их вывели. Другие в это время уже начинали кричать, шуметь, выражать свои эмоции. Самуцевич просто не успела крикнуть, ее вывели", - сказал он.

Подтверждение приговора для Толоконниковой и Алехиной судьи объяснили тем, что "их исправление возможно только в условиях изоляции от общества". Полякова отметила, что наличие у них малолетних детей было учтено как смягчающее обстоятельство еще судом первой инстанции. "Согласно статье, по которой обвинялись девушки, максимальное наказание за их деяние - 7 лет лишения свободы, именно с учетом смягчающих обстоятельств они были осуждены на два года", - напомнил Пасюнин.