Желание людей активнее участвовать в общественной жизни станет одним из вызовов Медведеву

«Инновационный социально ориентированный тип экономического развития» обещает России правительство Дмитрия Медведева. Утвердить план перехода с первой попытки не удалось, но вызовы определены. Один из них – люди хотят лучше жить и активнее участвовать в общественной жизни
Премьер Дмитрий Медведев (на фото справа) равняется на президента Владимира Путина/ I.SEKRETAREV/ AFP

В пятницу премьер Дмитрий Медведев провел совещание, на котором был рассмотрен проект основных направлений деятельности правительства до 2018 г. (есть у «Ведомостей»), рассказали два федеральных чиновника. Утвердить документ не удалось, и он был отправлен на доработку.

«Будем менять жанр, редактировать, представим в более лаконичной форме», но суть мало изменится, комментирует чиновник Минэкономразвития. С большой долей вероятности до конца месяца план будет утвержден, комментирует представитель премьера Наталья Тимакова.

В современной российской истории это третья попытка правительства составить долгосрочный план своих действий. Предыдущие два остались на бумаге. Правительство Михаила Фрадкова почти ничего не выполнило из утвержденного им в 2004 г. плана. Вторую программу Владимир Путин, будучи премьером, подписал осенью 2008 г. Но она имела мало общего с экономической действительностью: авторы не учли мировой финансовый кризис.

Правительство Медведева пытается составить план на весь президентский срок – до 2018 г. Минэкономразвития, готовившее проект, взяло за основу указы, подписанные президентом Путиным после инаугурации, объяснил чиновник ведомства: они «были главными ориентирами».

Цель – вывести страну «на уровень экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в.». Для себя правительство насчитало пять вызовов: нестабильность мировой экономики, изменение отраслевой структуры, невозможность увеличивать экспорт энергоносителей, сокращение численности трудоспособного населения и созревающее гражданское общество. «Пятый вызов – увеличивающийся рост запросов населения в отношении уровня и качества жизни, совершенствования социальной сферы и широкого участия граждан в общественной жизни», – говорится в проекте.

Эти вызовы вынуждают менять модель экономического роста и социальную политику. Минэкономразвития уже придумало новый термин: «инновационный социально ориентированный тип экономического развития». За шесть лет должно произойти многое: производительность труда вырастет, в инфраструктуру придут частные инвестиции, повысится качество жизни, изменится система социальных гарантий. К 2018 г. в России сформируется «общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам», обещает правительство.

Главный ресурс – люди: к 2015 г. численность населения нужно стабилизировать на уровне 143 млн человек, потом она будет расти, средний класс расширится. Правительство собирается снизить нагрузку на труд и капитал и повысить на потребление.

Проект основных направлений сырой, в таком виде его нельзя принимать, сказал чиновник Минфина. Многие цели не подкреплены реформами, оценивает план высокопоставленный чиновник. Все знают две главные болевые точки – острая зависимость бюджета от цен на нефть и растущий дефицит Пенсионного фонда, напоминает он: «В направлениях не говорится, что делать ни с тем, ни с другим». В разделе «Пенсионное обеспечение» только обещано, что пенсионная система будет трехуровневой (обязательная государственная, корпоративная и добровольная накопительная. – «Ведомости»), сохранится «приемлемый уровень страховой нагрузки» на компании, повысится эффективность накопительной составляющей. Для развития нефтегазового комплекса правительство собирается менять налоговую систему с учетом финансового результата и сделать газовую отрасль «глобально конкурентоспособной».

Программа должна быть популярной и понятной, поэтому ее решено переписать, объясняет чиновник аппарата правительства. Нарушен механизм стратегического планирования и отдельных приоритетов власти, считает бывший министр финансов Алексей Кудрин: «Сейчас получается, как в начале 2000-х: «Мы хотели бы так». Программы и стратегии принимались независимо от их обеспечения. Поэтому многие из них не сыграли никакой роли» (см.интервью с Кудриным на стр.07).

Прежняя политика развития была выстроена на постсоветских принципах, но общество изменилось, отмечает профессор Высшей школы экономики Леонид Григорьев: выросло недовольство и бедной, и образованной части населения, и бизнеса. Люди недовольны коррупцией и бюрократизацией, хотят другого устройства общества и требуют возможностей для самореализации, рассуждает он. Недовольство бедных можно гасить «нефтяной рентой», но протест остального населения требует серьезной корректировки институциональной среды, резюмирует Григорьев.