Президент готов расширить политическую конкуренцию, но правила борьбы за власть будут жесткими

Владимир Путин выразил готовность расширить политическую конкуренцию, но огласил жесткие правила, по которым можно бороться за власть. Активисты Болотной приглашения к диалогу не услышали
Главные адресаты послания – не те, кто сидел в зале, а население, говорят в Кремле/ Д.Астахов/ РИА Новости

В первом послании после возвращения в Кремль президент Владимир Путин назвал ближайшие годы для России переломными: они покажут, займет ли она место лидера или аутсайдера. Поэтому он призвал «впрягаться в созидательную повестку» и кардинально менять ситуацию к лучшему уже сейчас. Альтернативы демократии нет, но это власть российского народа, а не реализация международных стандартов, отметил президент, это не только выборы, но и механизмы контроля. Двигателем народовластия должен стать рабочий и «креативный класс», т.е. представители интеллигентских профессий – учителя, врачи и т.п.

Политическая конкуренция – безусловное благо для страны, признал Путин и предложил установить кодекс правил добросовестного политика. Это запрет на проявление сепаратизма и национализма, получение денег из-за рубежа и защиту иностранных интересов, участие в политике криминальных элементов. Диалог с оппонентами возможен, но только с выдвигающими свои требования цивилизованно и в рамках закона. «Модернизация политической системы» необходима, но недопустимо разрушение государства.

Со своей стороны государство будет стремиться к обеспечению равного доступа политиков к СМИ, а также способствовать притоку новых ярких лидеров. Для этого возвращается смешанная система выборов в Госдуму и не исключена отмена запретов на предвыборные блоки. Последний раз одномандатники избирались в Госдуму в 2003 г., отказ от смешанной системы трактовался как мера, направленная на укрупнение партий. Смешанная система остается на региональном уровне, что позволяет единороссам брать под контроль парламенты, не получая большинства по партспискам.

Вопрос о возвращении одномандатников уже решен и, скорее всего, поправки в избирательное законодательство будут приняты до конца весенней сессии, что даст возможность независимым политикам лучше подготовиться к думским выборам, говорит чиновник Кремля. А вопрос введения блоков, по его словам, еще требует доработки и общественного обсуждения. Главная проблема в том, что если разрешить блоки, позволяющие партиям кооперировать ресурсы, то другие участники, идущие на выборы самостоятельно, окажутся в неравных условиях. Обсуждается вариант, когда для блоков проходной барьер вырастет до 7%, а для партий останется на уровне 5%.

По мнению политолога, члена высшего совета «Единой России» Дмитрия Орлова, одномандатниками смогут избраться харизматичные политики как регионального, так и федерального уровня, лидеры региональных коалиций, яркие лидеры протестного движения. Условный Владимир Рыжков сможет стать депутатом, если примет правила игры, говорит Орлов.

Сейчас рано судить, кому выгоднее введение одномандатников, – зависит от ситуации в 2016 г., отмечает политолог Михаил Виноградов, в целом сформированной по смешанной системе Госдумой труднее управлять, но к тому времени и правила можно скорректировать. Очевидно, что сейчас решается более локальная задача – пригласить в легальную политику конструктивную часть протестных активистов. Но основная, пассионарная часть ждать до 2016 г. не будет. Было бы логичнее вернуть выборы мэров, но про это Путин не сказал.

Аудитории Болотной и Сахарова в послании были адресованы разве что реплики про одномандатников и блоки, рассуждает член координационного совета оппозиции (КСО) Владислав Наганов. Но это не ответ на требование полномасштабной политреформы: оно предполагает в том числе изменение роли и самого Путина, а это не обсуждается, отмечает член КСО Илья Яшин. Путин обращался к очень широким слоям, его послание было интегрирующим и одновременно дифференцированным, возражает Орлов.

Путин в большей степени обращался к населению, чем к федеральной элите, говорит человек, близкий к администрации президента, в ней рассчитывают на отклик гражданских активистов, которые в большей степени заинтересованы в улучшении своей жизни, чем слушавшие президента чиновники. По словам собеседника «Ведомостей», Путин не случайно ставил задачи на «четыре-пять лет»: если за этот срок они не решатся, в следующем он смысла не видит.