Президентство Обамы: итоги и задачи на второй срок

Кризис помешал Бараку Обаме выполнить обещания первого президентского срока: он тушил пожары в экономике и внешней политике
Барак Обама/ Scott Eells/ Bloomberg

Первый президентский срок Барака Обамы стартовал в разгар глобального экономического спада (0,3,% - в 2008 г., 3,5% - в 2009 г.), главной целью президента было стабилизировать ситуацию. «Я хочу, чтобы каждый американец знал: мы построим все заново, мы восстановимся, и США вновь будут сильнее, чем раньше», — обещал он в программном выступлении перед конгрессом в начале 2009 г. Главное — восстановить доверие в экономике и перезапустить модель кредитного финансирования, отметил он. В феврале 2009 г. правительство приняло решение о масштабной антикризисной программе в $787 млрд. В числе главных точечных достижений антикризисных мер - спасение автомобильной промышленности США и реформа финансового сектора, экономику удалось вывести на траекторию роста (2,4% в 2010 г.), но затем темпы замедлились до 1,8% в 2011 г. и 2,2% в 2012 г. В 2013-2014 гг. восстановление будет сдержанным - 2% и 2,8%, прогнозирует ОЭСР.

Президенту не удалось добиться существенного сокращения безработицы: она выросла с 5,8% в 2008 г. до 8,1% в 2012 г. Обаме нужен темп роста экономики не менее 3-4%, при 2% высокая безработица укоренится на самый продолжительный период со времен Великой депрессии, пишет WSJ. Уверенность потребителей США остается слабой, пишет ОЭСР, жилищный рынок только начал выходить из пике: после спада на 6,6% в 2011 г. в прошлом году зафиксировано 0,4% роста. По прогнозу организации, темпы роста частного потребления вырастут с 1,9% до 2,1-2,9% в 2013 г., госсектора – продолжат сокращаться (на 1% в 2012 г., на 0,5% – до 2013 г. и на 0,8% – в 2014 г.).

Привести финансы в порядок

Обама сорвал обещание добиться двукратного снижения бюджетного дефицита, полученного в наследство от администрации Джорджа Буша, — с $1,3 трлн до $533 млрд в короткий срок. Первый проект бюджета-2010 предполагал рекордный дефицит бюджет США в $1,75 трлн (12,3% ВВП) — исторический рекорд для США в мирное время, близкие значения достигались в 1942 г., в итоге его удалось снизить до $1,063 трлн. Госдолг вырос с 71,6% в 2008 г. до 109,8% в 2012 г. Приведение госфинансов в порядок - одна из ключевых задач президента Обамы во второй срок, считают аналитики. Удалось удержать страну от фискального обрыва, но нужно решать множество вопросов - брать под контроль госдолг, реформировать налоговую систему, считает Крис Уифер из «Сбербанк СIB».Тенденцию роста госдолга в ближайшие два года переломить не удастся, пессимистичны в ОЭСР: уровень госдолга вырастет с 109,8% до 114,1% к 2014 г.

Настроения населения изменились за первый срок президентства Обамы, показал опрос Wall Street Journal/NBC News. Американцы видят некоторые признаки улучшения в экономике, но относительно перспектив страны и их личного благосостояния дают мрачные прогнозы. Если в 2009 г. преобладали надежды, то лейтмотив 2013 г. - это способность справляться с трудностями, отмечает один из авторов опроса Питер Харт: «Американцы ждут трудных времен». Уровень сбережений населения за последние два года сократился с 5,1% в 2010 г. до 3,7% ВВП.

Вернуться к долгосрочной стратегии во внешней политике

Опрошенные New York Times помощники и советники Обамы рассказывают, что президент нацелен на выстраивание долгосрочной стратегии во внешней политике и намерен вернуться к своим первоначальным целям — восстановлению имиджа и влияния США в мире, в первый срок он был вынужден большую часть времени тушить пожары. Пик кризиса дал Обаме беспрецедентные возможности и поддержку, поскольку задача вывести экономику из пике была номером один, теперь безоговорочного консенсуса нет, в правительстве - раскол по многим вопросам, пишет WSJ. Многие говорят, что во второй срок президент будет более свободен в своих действиях, но и ограничений будет не меньше, поскольку его главной задачей является передача Белого дома преемнику из демократической партии, а также победа партии на промежуточных выборах в конгресс, указывает политолог Николай Злобин.

Первый президентский срок Обама начал с обещания новой эры в отношениях с арабским миром, Азией и Европой, но ощутимого результата не последовало. Советник президента по национальной безопасности Тома Донилон указывает, что против Ирана собрана самая большая коалиция, однако решения по ядерной программе нет. На ближневосточном направлении прорыва нет, иранская проблема не решена, а отношения с Россией к концу срока серьезно ухудшились, говорит Валерий Гарбузов из Института США и Канады РАН: ожидания были завышены.

В первый срок Обама выступал как президент, который прекращает войны, тактика его действий укладывалась в концепцию «лидерство с задних рядов», по которой союзникам предоставлялась возможность самим решать проблемы при оказании им значительной помощи, как это было в Ливии, напоминает Гарбузов. Достижениями можно назвать разве что полный вывод войск из Ирака и разгром высшего руководства «Аль-Каиды», отмечает New York Times.

Среди приоритетных задач во внешней политике Злобин называет налаживание отношений с Израилем, осложнившихся в 2009 г., вывод войск из Афганистана, налаживание отношений с Европой и Латинской Америкой, отошедших на третий план в связи с проблемами в экономике и вызовами в арабском мире. Номинация на посты госсекретаря и министра обороны Джона Керри и Чарльза Хейгела показывает, что и во второй срок Обама будет нацелен на поиск компромисса, переговорное решение проблемы, уверен Гарбузов.

Обама ставил правительству задачу выстраивать коммерческое сотрудничество, несмотря на политические разногласия, отмечал торговый представитель США Рональд Керк. Товарооборот с Россией с 2009-2011 гг. вырос в 1,8 раза до $42,9 млрд, по итогам 11 месяцев - $36,5 млрд. Осень 2008 г., когда Барак Обама был избран президентом США, была очень напряженным временем для российско-американских отношений, говорил посол США в России Майкл Макфол: но последние три года просто поразительны с точки зрения того, насколько многого мы добились и сколько реальных дел сделано - операция в Афганистане, новый договор об СНВ, «соглашение 1-2-3» о сотрудничестве в ядерной сфере, вступление России в ВТО, новое визовое соглашение, общие действия по Северной Корее и Ирану.

Однако конец прошлого года ознаменовался принятием обеими странами враждебных законов - акта Магнитского и российского ответа, напоминает Злобин. На уровне риторики отношения и раньше нередко были напряженными, однако это не переходило на область практического взаимодействия, сейчас отношения застыли и, кажется, для вывода их из тупика нет интеллектуального потенциала, сожалеет эксперт.