Статья опубликована в № 3364 от 13.06.2013 под заголовком: Реформы споткнулись о чиновников

Реформы споткнулись о чиновников

«Дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата выполняются лишь наполовину. Чиновникам не хватает дисциплины, называет причину Минэкономразвития

Во вторник премьер Дмитрий Медведев провел совещание о реализации разрабатываемых Агентством стратегических инициатив (АСИ) «дорожных карт» для улучшения инвестиционного климата. К 2018 г. они должны поднять Россию в рейтинге Doing Business со 112-го на 20-е место (см. график).

Правительство утвердило девять «дорожных карт» (см. врез), в них 520 мер (разработка законодательных и подзаконных актов, информационных систем и т. д.) и по 126 из них срок исполнения наступил, сообщил министр экономического развития Андрей Белоусов. Но реализовано только 58 мер, пожаловался он. По 29 пунктам работа продолжается, сообщил Белоусов. Так, Минрегион написал исчерпывающий перечень административных процедур в строительстве, но, чтобы правительство могло его принять, нужны поправки в законодательство, которые пока не приняты, рассказывает директор АСИ по направлению «Новый бизнес» Артем Аветисян. Другой пример – Минтранс до сих не разработал план улучшения транспортной ситуации в портах; этот показатель учитывается в рейтинге. Представитель Минтранса говорит, что план дорабатывается и будет скоро утвержден.

Оставшиеся 39 пунктов «дорожных карт» Белоусов назвал нереализованными. Ведомства либо не приступали к этой работе, либо выполнили ее формально, объясняет Аветисян. Так, чиновники формально подошли к инвентаризации составов административных правонарушений при таможенном оформлении грузов, к упрощению экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, считает он: «Минюст заявил, что смягчать ответственность не нужно, а Госстрой не подготовил исчерпывающий перечень процедур для экспертизы, а лишь предложил порядок ведения реестра таких документов». Запросы в Минюст и Минрегион остались без ответа.

Неисполненные меры попадут в новые редакции «дорожных карт», уже готовы их новые версии по строительству и энергетике, обещает гендиректор АСИ Андрей Никитин. В новых картах напротив каждого пункта будет стоять целевой показатель – сокращение времени, затрат или процедур, что позволит избежать формальной работы ведомств, отмечает он. Аппарат правительства должен поставить на особый контроль реализацию «карт» и у каждой из них должен появиться головной исполнитель в виде отраслевого ведомства, предложил Белоусов на совещании. Медведев идею поддержал.

Если бы все пункты «дорожных карт» были выполнены, то уже в рейтинге этого года Россия могла подняться на 50-е место, отметил Белоусов: «Ожиданий пока больше, чем уже сделано». «Карты» реализуются не так быстро, как хотелось бы бизнесу, согласен сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка: «Но это было ожидаемо – сокращение административных барьеров означает для чиновников потерю влияния, что им не нравится». Но есть успехи: например, уже не нужно согласовывать с Ростехнадзором схему подключения к сетям, что экономит бизнесу до 30 дней при оформлении проектов, оптимистичен Никитин.

Когда появились первые «дорожные карты», ведомства не верили в долгую жизнь АСИ и согласовывали «карты» почти не глядя, признается федеральный чиновник: «Отсюда и проблемы с исполнением. Сейчас же исполнение этих «карт» стало одним из приоритетов для президента и правительства».

Понятие инвестклимата шире административных процедур, отмечает партнер ФБК Игорь Николаев. Другие факторы куда больше влияют на отношение инвесторов к России, говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: гарантии права собственности, отношения власти и бизнеса, власти и оппозиции. Пока инвесторы голосуют деньгами – отток капитала продолжается, а рынок стагнирует, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать