Как Собянин не встретился с избирателями

Корреспондент «Ведомости.Пятница» побывала на встрече с кандидатами в столичные мэры
Е. Фельдман/ Новая Газета

Мосизбирком назначил встречу кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина с избирателями Северного округа на 20 августа. В 18.30 - за полчаса до назначенного времени - в зал театра «Без вывески» на 383 места уже не пускали. «Нет мест», - говорят широкоплечие парни в футболках с надписью «Главное - Москва! Главные - москвичи!». И предлагают спуститься в фойе, пока там еще есть свободные места перед экранами. Журналистов, впрочем, пускают. Да и места в зале еще есть.

- Вы пришли вопрос задать кандидату? - спрашиваю немолодую соседку.

- Свой вопрос про капремонт дома мы уже задали письменно, - отвечает. - Под выборы все быстро решают. Я послушать пришла - вдруг Собянин что нового скажет.

Люди в душном зале, обмахиваясь книжечками «7 приоритетов», обсуждают здоровье родственников и свои летние поездки.

- Многовато на сцене кресел для одного Собянина - целых шесть, - говорю соседке. - Да и в объявлении при входе написано про встречу доверенных лиц. Уверены, что он будет?

- Я в газете читала, - отвечает. - Придет!

В начале восьмого на сцену выходят какие-то люди. Зал аплодирует.

- Арину Шарапову мы знаем, - замечает женщина в очках рядом выше. - А остальные кто?

Оказалось, все - доверенные лица кандидата в мэры Сергея Собянина. А сам врио столичного градоначальника прийти не смог, поскольку он «ежеминутно, ежесекундно рулит городом», объясняет Шарапова, отвечая на «вопросы, которые уже чувствует». У сцены поднимается небольшой шум - многие действительно рассчитывали встретиться с самим кандидатом.

- Наш кандидат действует в правовых рамках, - с нажимом произносит Шарапова в микрофон и представляет доверенных лиц.

Первым выступает главврач госпиталя для ветеранов войн № 3 Олег Румянцев - он монотонно зачитывает, сколько «единиц нового оборудования» было получено за время мэрства Собянина. Через минуту соседи с верхнего ряда не выдерживают и начинают обсуждать, стоит ли сейчас собирать грецкие орехи для варенья. Люди перед сценой продолжают возмущаться.

- Послушайте цифры! Это действительно серьезно! - перебивает всех, в том числе Румянцева, Шарапова.

Но зал не слушает, Румянцев соглашается «не утомлять внимание» и замолкает.

- Мне кажется, цифры невероятно информативны, - тут же берет инициативу в свои руки ведущая встречи Шарапова. - Если они есть, озвучьте, пожалуйста!

Румянцев подчиняется. Когда он наконец замолкает, человек из зала требует:

- Огласите регламент и цель сегодняшней встречи!

- Наши участники встречи оглашают свои доклады по 15 минут и отвечают на вопросы, - с чрезмерной любезностью отвечает Шарапова. - А цель - встреча доверенных лиц кандидата в мэры Сергея Собянина с избирателями, то есть с вами, дорогие мои.

- Какие 15 минут? - вдруг прерывает разговор про грецкие орехи соседка в очках.

Человек двадцать в разных рядах поднимаются и начинают выходить.

- Всего доброго! - щебечет стальным голосом Шарапова. - Не забывайте оставлять свои наказы кандидату! Я передам!

Избиратели в микрофон задают вопросы про нехватку терапевтов в поликлиниках и проблемы с бесплатным получением лекарств.

- Как понимаю, такие проблемы есть, - вздыхает Румянцев.

- Проблемы есть, и, как понимаю, они решаются! - мажорно добавляет Шарапова.

Вдруг она вскакивает с места:

- Не могу сидеть! Мне сказали, тут ветеран войны, три ранения!

На место Шараповой садится пожилая дама и рассказывает о болезнях своей 92-летней матери. Старушку уже не берут в госпиталь, которым руководит Румянцев, а главное - на днях в центре соцобслуживания ей отказались выдать многофункциональную кровать, в которой она так нуждается. Румянцев наконец оживляется:

- Завтра заберем вашу мать в госпиталь!

- Не надо в госпиталь, - пугается дама. - Нам бы просто кровать.

- Позвоните мне завтра! - говорит Румянцев.

- Я не знаю телефона, - отвечает дама.

- Я вам сам позвоню! Оставьте свой номер.

Женщина начинает плакать. Шарапова под локоть поднимает ее со своего кресла:

- Волонтеры! Помогите женщине записать ее номер телефона. Сама она не может - волнуется, у нее дрожат руки!

- Бред какой-то! - качает головой моя немолодая соседка.

Тем временем микрофон берет учитель Антон Молев, тоже доверенное лицо кандидата. Сначала он говорит, что детская аудитория не умеет себя вести, но все равно ведет себя «лучше вас». Потом рассказывает, как ему понравился Собянин, когда они встречались в 2010 г. Правда, в чем был смысл этой встречи, осталось неясно. На вопрос жителей про сокращение обязательных часов некоторых основных предметов в школе он говорит, что это общероссийское, а не московское новшество. На конкретный вопрос, почему три из четырех детсадов в одном из микрорайонов Коптева оказались заняты Британской международной школой, Молев отвечает, что в целом в Москве происходит обратный процесс: здания возвращаются детсадам.

Девушка рядом выше пересаживается поближе к женщине в очках, обсуждавшей грецкие орехи, и нерешительно, как у начальницы, спрашивает ее:

- Может, я пойду?

- Ну что я тебе могу сказать, Людочка? - помолчав, говорит женщина в очках. - Передавай привет папе.

Людочка быстро убегает.

- Молодежь сбежала, - скорбно отчитывается через пять минут женщина в очках крупному мужчине, который выходил из зала разговаривать по телефону.

Когда микрофон берет строитель и доверенное лицо Сергей Амбарцумян со словами «предыдущий мэр взял планку два метра, а новый поставил и берет планку два сорок», женщина в очках с соседом начинают обсуждать градостроительные решения в Амстердаме. Крупная женщина в первых рядах что-то кричит и кричит с места.

- Чудесная женщина с рыженькими волосиками, - обращается к ней Шарапова. - Успокойтесь, мой хороший!

Та продолжает кричать.

- Вы так переживаете, мне так вас жалко, - говорит Шарапова.

Женщина не сдается.

- Не кричите, я вас боюсь!

- Боитесь - выпейте валерьянки, - отвечает избирательница, получив-таки микрофон.

Ее, как оказалось, волнует, почему нигде в районе не было информации о сегодняшней встрече и кем оказались заполнены две трети зала, когда жителей начали пускать в театр. Я начинаю подозревать, что сижу среди этих двух третей - не зря они, поболтав про варенье, громко хлопают в ладоши докладчику.

Тут микрофон берет жительница Молжаниновского района и громко стыдит выступающих, которые жалуются на трещины в фундаменте их дома и падающие с фасада кирпичи - проблемы появились, когда строительство Северо-Западной хорды вплотную приблизилось к зданию.

- Мы вообще в тазиках на дворе моемся, но не кричим! - говорит она и преподносит доверенным лицам корзину с фруктами.

На сцене появляется многодетная мать и жена инвалида-колясочника с коробкой.

- Я просила проверить эту коробку! - говорит Шарапова. - Я думала, там бомба!

Многодетная мать демонстрирует подарок их семьи - торт с изображением Сергея Собянина.

В девять Шарапова сообщает об окончании встречи. Люди идут к выходу. На лестнице уже стоит многодетная мать возле мужа в коляске, ждет помощи: пандуса в театре нет. На коленях у мужчины лежит коробка с тортом, который так никто и не принял в дар.

О встречах других кандидатов в мэры Москвы с избирателями читайте в свежем номере "Ведомости.Пятница".