Сечин: Обсуждение санкций повышает их значимость

Президент "Роснефти" предлагает не говорить о санкциях, смысла в которых не видит, и обещает продолжить сотрудничество с американскими компаниями к взаимной выгоде
Игорь Сечин/ Денис Абрамов/ Ведомости

Игорь Сечин подпал под санкции США в апреле. Кроме него в санкционный список были включены гендиректор "Ростеха" Дмитрий Чемезов, куратор развития Крыма вице-премьер Дмитрий Козак, первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин, постпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, начальник ФСО Евгений Муров, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Сечин после этого неоднократно давал понять, что лично он санкций не ощущает и что на работе "Роснефти" они не сказываются - сама компания под санкции США не подпала. В эффективности санкций сомневались и партнеры "Роснефти". В частности, гендиректор ExxonMobil, недавно продлившей соглашение о сотрудничестве с "Роснефтью", заявил, что власти, вводя санкции, должны задуматься над вопросом, кому они на самом деле причиняют вред. Руководитель ВР Роберт Дадли заявил, что его компания продолжит сотрудничать с "Роснефтью", и добавил, что Европа зависит от российского газа, Россия - от доходов из Европы и что "взаимозависимость поставщиков и потребителей - это основа стабильности в сильно неспокойном мире".

Президент "Роснефти" Игорь Сечин не видит цели у санкций Запада против России и не видит оснований для этих санкций. Он заявил об этом в интервью телекомпании CNBC. Введенные персональные санкции против него он также не может объяснить: по его словам, он не участвует в принятии государственных решений и на политику не влияет, он не является важной персоной, чтобы через него добиваться чего-либо. Он также добавил, что сомневается, что поводом для санкций могло стать его активное сотрудничество с американскими компаниями, направленное на взаимную выгоду.

"Чем больше мы говорим о санкциях, тем более значимыми они кажутся", - сказал президент "Роснефти" и призвал их не обсуждать. Ситуацию он предпочел проиллюстрировать словами Шарля Мориса де Талейрана: "Все чрезмерное не имеет значения". Эту цитату (Tout ce qui est excessif est insignifiant) Сечин уже использовал, комментируя в апреле введенные против него санкции. "Расцениваю последние шаги Вашингтона как высокую оценку эффективности нашей работы, при этом заверяем наших акционеров и партнеров, включая американских, что эта эффективность не снизится и наше сотрудничество не пострадает и будет динамично развиваться, - заявил тогда Сечин.

"Серьезные люди не должны принимать серьезные решения под давлением", - полагает президент "Роснефти". Он уважает людей, которым приходится принимать такие решения, потому что их задача - обеспечить продолжение работы и доказать свою эффективность. Он дал понять CNBC, что собирается продолжить свою работу, в том числе и сотрудничество с американскими компаниями, и считает это единственной правильной и "хорошей" реакцией на санкционные действия.

На вопрос, не боится ли он, что новый раунд санкций скажется на сотрудничестве "Роснефти" с компаниями из США, он сказал, что в этом случае российская компания продолжит работу по своим проектам самостоятельно и оставит американским партнерам право вернуться к сотрудничеству, когда это станет снова возможным для них.