Выбор шотландцев на референдуме может повлиять на будущее британского бизнеса

В случае независимости Шотландии компании из сферы финансов, энергетики и оборонной промышленности могут пострадать, а производители шотландского виски - выиграть
Paul Hackett/ Reuters

В преддверии референдума о независимости Шотландии, который пройдет 18 сентября, некоторые отрасли британской экономики начинают выглядеть уязвимыми, пишет The Wall Street Journal. Проведенный на прошлой неделе опрос службы YouGov и газеты The Sunday Times показал рост числа сторонников независимости Шотландии, и они даже оказались в большинстве - 51% против 49%. В результате в понедельник курс фунта стерлингов снизился на 1,1% до $1,6147. Это его самое сильное однодневное снижение за 10 месяцев.

Руководители предприятий оборонной промышленности, а также компаний из финансового и энергетического секторов высказывают опасения по поводу будущего их отраслей. В то же время компании, чей бизнес ориентирован на экспорт, вряд ли пострадают и даже могут выиграть от окончания 307-летнего союза Шотландии и Великобритании, считают аналитики и инвесторы. Это касается табачных и фармацевтических компаний, а также производителей шотландского виски.

Оборонная промышленность

Если Шотландия проголосует за независимость, может пострадать ее производство военных кораблей, поскольку в основном их покупает Великобритания, предупредили представители британского министерства обороны. Отделение Шотландии может заставить их отказаться от делового сотрудничества, пока ситуация не урегулируется.

Как заявил BAE Systems, крупнейший производитель вооружения в Великобритании, сохранение союза обеспечит более высокий уровень определенности и стабильности в его бизнесе. В прошлом году он решил прекратить строительство военных кораблей в английском Портсмуте и сосредоточить производство на шотландских предприятиях. С начала недели котировки акций BAE Systems и Babcock International, имеющей крупные контракты на снабжение атомных подводных лодок военно-морской базы Клайд в Шотландии, снизились примерно на 1% и 3% соответственно.

Энергетика

Опасения по поводу стабильности разделяют компании и из других отраслей, чьи основные активы находятся в Шотландии. В частности, нефтегазовые компании обеспокоены, что бюджет независимой Шотландии будет больше зависеть от их доходов, чем бюджет более крупной Великобритании. Поэтому шотландскому правительству будет сложно удержаться от соблазна повысить налоги, если добыча нефти в Северном море будет продолжать снижаться, отмечает WSJ. В прошлом году она снизилась на 8% по сравнению с 2012 г. и примерно на 70% по сравнению с пиковым значением в 1999 г. Из-за этого в завершившемся в марте финансовом году налоговые поступления от энергетических компаний в бюджет Великобритании сократились до 4,7 млрд фунтов ($7,6 млрд) с 6,5 млрд фунтов ($10,5 млрд) годом ранее.

Представители BP и Royal Dutch Shell, разрабатывающих месторождение на шельфе у Шетландских островов Шотландии, высказывались в пользу того, чтобы она осталась в составе Великобритании. Кроме того, представители отрасли отмечают, что неопределенность по поводу независимости Шотландии негативно сказалась на инвестициях. По данным торговой ассоциации Oil & Gas UK, в первом полугодии 2014 г. было пробурено только 12 скважин для разведки и оценки залежей энергоресурсов, а в первой половине 2013 г. - 27 таких скважин.

Финансовый сектор

Значительную часть экономики Шотландии составляет сектор финансовых услуг. По данным министерства финансов Великобритании, размер активов шотландских банков в 12 раз превосходит ВВП Шотландии. В ее финансовой отрасли заняты около 200 000 человек, или около 8% трудоспособного населения.

В случае независимости Шотландии финансовый сектор столкнется с серьезной неопределенностью. Неясно, какая доля долга Великобритании перейдет независимой Шотландии и какой будет доходность шотландских облигаций, отмечают аналитики. Кроме того, в результате программ по поддержке банков после финансового кризиса правительству Великобритании теперь принадлежит 80% RBS и 24,9% Lloyds. После того как в понедельник опросы впервые показали численное преимущество сторонников независимости, акции Lloyds Banking Group, Royal Bank of Scotland (RBS) и страховой компании Standard Life подешевели более чем на 2%.

Неясность может привести и к крупному оттоку депозитов из шотландских банков. По словам некоторых инвесторов и управляющих активами, люди стали выводить денежные средства из Шотландии, пишет Financial Times. Только Multrees Investor Services, управляющая банковскими счетами состоятельных клиентов, вывела их средства на сотни миллионов фунтов. «Если наши клиенты делают это, то и другие компании, оказывающие финансовые услуги, делают то же самое», - говорит гендиректор Multrees Крис Фишер.

По словам Дугласа Коннелла, старшего партнера известной в Эдинбурге юридической фирмы Turcan Connell, сейчас поступает беспрецедентное количество вопросов от клиентов, которые почти находятся в неистовстве. Чаще всего они спрашивают, в безопасности ли их деньги в шотландских банках, говорит Коннелл.

На этой неделе председатель Банка Англии Марк Карни исключил возможность валютного союза между независимой Шотландией и остальной Великобританией. По его словам, государства не могут успешно делить одну валюту без свободного движения товаров и услуг, банковского союза с единым центральным банком и договоренностей по вопросам финансового регулирования.

Те, кому независимость может быть выгодна

Но не все так плохо для компаний, чья деятельность связана с Шотландией. Те, кто в основном экспортирует свою продукцию, могут выиграть от более низкого курса фунта (если предположить, что Шотландия продолжит его использовать, как того хотят сторонники независимости).

В том, что отделение Шотландии пойдет на пользу экспортерам виски, уверены аналитики Credit Suisse. По их мнению, больше всего от этого могут выиграть Diageo (среди брендов которой есть Johnnie Walker, J&B and Bell's) и Pernod Ricard, производитель Chivas Regal и The Glenlivet. По данным Scotch Whisky Association, размер экспорта шотландского виски равен около 4,3 млрд фунтов ($6,9 млрд) в год. При этом около 20% виски экспортируется в США.

Более низкий курс фунта выгоден таким табачным и фармацевтическим компаниям, как British American Tobacco, Imperial Tobacco Group, GlaxoSmithKline и AstraZeneca, считают специалисты Citigroup.

Использованы материалы WSJ и FT