«Единая Россия» изучает опыт «внепартийных» праймериз на выборах в Мосгордуму

Эта модель может быть полезной в проблемных для партии регионах, полагают эксперты
Праймериз по-московски возможны и в провинции/ С. Портер/ Ведомости

Вопрос о возможном введении московской модели праймериз как пятой модели для всех видов выборов обсуждался на открывшемся вчера трехдневном семинаре руководителей исполкомов «Единой России», сообщил «Ведомостям» один из его участников. «Основное отличие - праймериз проводит не партия, а общественные объединения или даже группы авторитетных людей, авторизованные партией», - пояснил собеседник (см. врез). Эта модель рассчитана на низкий рейтинг партии, признает единоросс: «К настоящему моменту очевидно, что наверху хотят открытую модель праймериз, потому что она дает больший электоральный эффект, но регионы против. Им интереснее закрытые формы, так как они позволяют капитализировать ресурс партии, находящийся в их руках». Есть точка зрения, что у каждого региона должна быть своя модель, но, скорее всего, партия выработает одну оптимальную для всех, чтобы не было разной цены мандата, продолжает собеседник. По его словам, технология открытых праймериз позволяет встроить в них кандидатов не от партии и таким примером станет Новосибирск, где местные единороссы хотели закрытую модель, но федеральное руководство их переубедило. «У нас существует всего четыре модели и пятая невозможна, она могла существовать только в Москве», - возражает другой партиец.

Оппозиционеры к московской модели праймериз относятся негативно. Опыт участия в этих праймериз для ЛДПР был негативным, их организовывали связанные с управами структуры, якобы независимые общественные организации, говорит зампред думской фракции Алексей Диденко: «Если в Москве еще есть внушительные кандидаты с претензией на независимость, то в регионах их нет, это будет спектакль». С другой стороны, в праймериз полезно участвовать непарламентским партиям, которые получают опыт, но не всем это помогает избираться, продолжает депутат. Однако широкая аудитория за ними не следит, поэтому ЛДПР, скорее всего, в этом больше участвовать не будет, говорит Диденко. Все будет зависеть от того, насколько прозрачным будет механизм и не превратится ли это в имитацию общественного обсуждения, полагает эсер Александр Бурков: «Мы будем решать по каждому конкретному региону, пусть наши кандидаты пробуют, учатся». Но есть опасение, что во многие заксобрания будут избирать зависимых людей - начальников заводов, директоров школ, - как это было в Москве, говорит он. «Наша партия в большинстве регионов не будет принимать участие в праймериз, их результаты абсолютно подконтрольны, и побеждают всегда те, кто нужен мэру или губернатору», - заверил руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.

Московская модель праймериз была направлена на легитимизацию выборов и, несмотря на возражения со стороны оппозиции, они прошли достаточно нескандально, считает политолог Михаил Виноградов. Эти праймериз фактически проводились за счет бюджета и служили, по сути, косвенной агитацией: почти все кандидаты, выигравшие их, в итоге оказались в Мосгордуме, напоминает политолог Андрей Бузин. В таком виде «Единая Россия» может использовать эту модель во многих регионах, полагает он. Открытая модель уже применялась в проблемных регионах в разное время, говорит политолог Александр Пожалов: «В Смоленской области, где были слабые результаты предыдущих выборов, в Волгоградской, где ее применяли вместе с перезагрузкой всего регионального отделения, чтобы обновиться. А в Москве на тот момент не были очевидны кандидаты, но было понятно, что Мосгордума должна обновиться». Новосибирск - сложный регион с расколом элит и конфликтами между ними, а открытая модель позволяет устранить эту борьбу, продолжает он. Московская модель праймериз - это потенциальные коалиции с другими силами по одномандатным округам и это удобно, так как на площадке «Единой России» ни КПРФ, ни эсеры, ни другая оппозиция не стали бы участвовать, резюмирует Пожалов.