Исключения из реестра иностранных агентов добились первые две организации

Но запись об их пребывании все равно останется в этом реестре
Выход из реестра иностранных агентов есть, но добиться его непросто/ Н. Павлова/ Ведомости

Минюст исключил в пятницу из реестра некоммерческих организаций (НКО) – иностранных агентов две организации: Костромской центр поддержки общественных инициатив и центр гражданского анализа и независимых исследований «Грани». «Факт прекращения выполнения функций иностранного агента» был установлен в ходе внеплановых проверок Минюста. Костромской центр подал заявление на исключение из реестра в первый день начала действия этой процедуры – 20 марта. Сообщение о выходе из реестра НКО получила в последний день трехмесячного срока, который отводится законом на эту процедуру. Костромской центр был первой региональной организацией, включенной в реестр, напоминает ее директор Николай Сорокин. С осени 2013 г. его деятельность была приостановлена. Сейчас НКО планирует провести заседание правления, где проголосует за возобновление деятельности. Центр подал жалобу в Европейский суд по правам человека из-за статуса агента, напоминает Сорокин: «Отзывать мы ее не будем, поскольку мы помилованы, но не реабилитированы. Мы будем добиваться отмены решения о включении в реестр и штрафе, но главная цель – отмена закона».

Такую же цель ставит директор центра «Грани» Светлана Маковецкая. Юристы центра подали заявление о выходе из реестра 25 марта 2015 г. В отличие от костромского НКО «Грани» не прекращали деятельность, говорит Маковецкая: «Мы будем доказывать в суде, что включение в реестр было ошибочным, поскольку мы не ведем политическую деятельность».

Три вместо двух

В пятницу, когда стало известно об исключении двух НКО из реестра, Минюст включил туда три новые организации: «Молодую Карелию», Фонд мира на Юге и Северном Кавказе и Сибирский центр поддержки общественных инициатив.

В мае из-за ликвидации из реестра были исключены четыре НКО. После ликвидации НКО бывшие сотрудники могут открыть новую организацию, хотя многие прекращают работу – часть сотрудников уезжает из страны, кто-то переходит в другие организации, говорит директор Ресурсного правозащитного центра, который находится в процессе ликвидации, Мария Каневская. По ее словам, всего более десятка НКО будут закрыты из-за претензий в связи с законом об иностранных агентах. Сейчас в процессе ликвидации находятся ростовская НКО «Эко-логика», новосибирское Общество защиты прав избирателей и другие организации. Фонд «Голос-Поволжье» начал процедуру ликвидации, а ассоциация «Голос» будет подавать заявление на исключение из реестра, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. При этом ассоциация продолжит судиться с Минюстом, пытаясь доказать, что неправомерно была включена в реестр (НКО внесли в реестр, несмотря на отказ от иностранного пожертвования. – «Ведомости»), сообщил Мельконьянц. «Видимо, Минюст затягивает процесс выхода из реестра – трехмесячная проверка НКО избыточна, а исключение в последний день похоже на издевку», – считает он.

Председатель ассоциации «Агора» Павел Чиков отмечает, что многие НКО перестроили свою работу из-за закона: «Кто-то тише ведет деятельность, кто-то – в ином формате». Те, кто попал в реестр, будут подавать заявления на выход: «Проб­лема в том, что остается запись, что НКО была в реестре, с чем предстоит бороться». Чиков не берется прогнозировать, откажутся ли НКО от иностранного финансирования, которое он считает «штампом для пропагандистских целей», что показала история с фондом «Династия». «Лояльные власти НКО не имеют проблем при наличии иностранных источников, просто среди них нет тех, кто финансирует либеральные проекты. Так что эта конструкция не про иностранное и российское финансирование, а про лояльные и нелояльные НКО», – говорит он.