Коммунисты надеются отбить у единороссов Иркутскую область

Но для этого кандидат КПРФ должен сначала «снять страхи» у избирателей, полагают эксперты
После первого тура иркутскому губернатору Сергею Ерощенко пришлось поработать не по-детски/ А. Головщиков/ ТАСС

Во втором туре выборов врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко будет соперничать с депутатом Госдумы от КПРФ Сергеем Левченко (см. врез). Агиткампания коммуниста во втором туре практически не изменилась, говорит руководитель его штаба Евгений Рульков, только почти отказались от бумажной агитации. Кроме того, Левченко участвует в теледебатах – «правда, один», сетует Рульков: Ерощенко отказался, сначала сославшись на занятость, а потом посчитав оскорблением публикацию о своем умершем брате в агитматериалах Левченко. Поддержавший коммуниста лидер иркутского «Демократического выбора» Сергей Беспалов отмечает специфические изменения в кампании у Ерощенко: цвет его агитматериалов стал красным, «появилось много чернухи против Левченко, работает та же команда, которая в Костроме мочила «РПР-Парнас».

Обе партии высадили в Иркутске федеральный десант. 20 депутатов Госдумы от КПРФ, по словам Рулькова, будут на проблемных территориях следить за действиями администраций и избиркомов, лидер партии Геннадий Зюганов проводит встречи с избирателями в Ангарске и Иркутске. Особое внимание будет уделено контролю за ходом голосования: будут работать 1000 наблюдателей – от трех до пяти человек на участке, говорит депутат Мосгордумы Андрей Клычков. Коммунисты заинтересованы в повышении явки, а власть – в ее понижении и «распространяемая грязь как раз направлена на снижение явки протестного электората», поясняет он. Группу депутатов-единороссов возглавил лично секретарь генсовета Сергей Неверов, партийцы проводят много встреч с общественниками и профессиональными сообществами, рассказывает человек в штабе единороссов: «В регионе есть голод на общение с людьми из власти». Так, Александр Хинштейн встретился со студентами, журналистами, блогерами и дольщиками, а Владимир Бурматов – с педагогами. Кроме того, у единороссов полностью сменились агитационно-пропагандистские материалы – «стиль стал с более личностной подачей», говорит собеседник.

Первый тур

При подсчете бюллетеней после голосования 13 сентября Левченко некоторое время лидировал, но в итоге набрал 36,6% голосов – против 49,6% у Ерощенко. Явка на участки составила лишь 27,3% от общего числа избирателей.

Оригинальность кампании в том, что обычно административное давление идет со стороны власти, но тут власть боится сделать неверное движение, зато оппозиция позволяет себе все, что угодно, полагает Хинштейн. В качестве примера он приводит ситуацию с приездом Зюганова в Ангарск – он должен был выступить в доме культуры, где накануне умерла художественный руководитель: «В зале все готовили к траурной церемонии, коммунисты приехали и подумали, что это сделано специально». Клычков, который был с Зюгановым в Ангарске, возражает, что договоренность о зале отменили, сказав, что там будет детский концерт, но коммунисты все равно пришли и на входе услышали из колонок похоронный марш: «В итоге мы встречу провели на улице. Если на смерти человека делают политический фарс, то это кощунство».

Ко второму туру коммунист пришел с более выгодной позицией, полагает политтехнолог Евгений Минченко: «Если Ерощенко полоскали в течение года, то Левченко практически никто не трогал, а накачать негатив за короткое время очень сложно». Штаб Ерощенко продолжает прежнюю линию: губернатору некогда заниматься выборами, он работает, решает неотложные задачи, говорит эксперт: «У «Единой России» стратегия на выборах одна: сушить явку, делать незаметную кампанию и проводить выборы за счет админресурса, но это работает в кампаниях, где нет конкуренции». Но и Левченко, по мнению Минченко, допустил ошибки – в частности, предложил поставить памятник Сталину и сделал ставку на визит Зюганова, что «создает риск переупаковки Левченко из кандидата широкой оппозиции в кандидата одной партии». Сейчас важно, кто приведет на участки своих избирателей, подчеркивает эксперт: «В первом туре пришли в основном протестники, а часть лоялистов не пришла. Лоялисты обычно голосуют за победителя, а команда Левченко накачивает тему, что он победит, поэтому он может перехватить часть лоялистской аудитории, особенно в Иркутске».

Политолог Константин Калачев отмечает, что кампания Ерощенко стала выглядеть профессиональнее: «По содержанию она перед первым туром не выдерживала критики, все выглядело очень слабо с точки зрения технологического сопровождения. Если бы изначально кампания велась так, как сейчас, то второго тура не было бы». Левченко же ведет кампанию инерционно, есть «ощущение, что второй тур стал для него неожиданностью», все строится на контрпозиционировании, полагает эксперт: «Но если в первом туре голосовали не столько за Левченко, сколько против Ерощенко, то во втором туре люди будут оценивать риски, которые представляет кандидат от оппозиции». Поэтому Левченко нужно снимать страхи у избирателей, которые за него голосовали, ведь для единороссов «вопрос со страшилками тоже важен – смогут ли депутаты Госдумы напугать жителей возможными пагубными последствиями избрания Левченко», резюмирует Калачев.