Новая федеральная космическая программа будет на четверть дешевле старой

Ее общая стоимость на период до 2025 года уменьшена с 2 трлн до 1,4 трлн рублей
О пилотируемом полете на Луну в 2030 г. говорить не приходится/ NASA

Начало полномасштабных работ по созданию новых тяжелых ракет-носителей переносится из-за сокращения финансирования Федеральной космической программы (ФКП) до 2025 г. (ее объем уменьшится с 2 трлн до 1,4 трлн руб. – см. график) и выносится за рамки действия программы. Это следует из презентации проекта скорректированной ФКП, представленной журналистам руководителем «Роскосмоса» Игорем Комаровым в ходе его поездки на стройку космодрома Восточный (19 января там начались испытания технического комплекса и подготовка ракеты «Союз» к первому старту, запланированному на вторую половину апреля). Согласно презентации с 2015 на 2025 г. переносится начало разработки тяжелой ракеты «Ангара-5В», с 2017 на 2022 г. – нового кислородно-водородного разгонного блока тяжелого класса, с 2020 на 2025 г. – ракеты с возвращаемой ступенью. Правительство планирует принять новую ФКП в марте, сообщил Комаров.

О сокращении программ по запуску спутников в презентации не говорится, однако будут сокращены запуски и перенесена на более отдаленное будущее разработка как гражданских и научных, так и военных аппаратов, говорит менеджер одного из предприятий отрасли. Очевидно также, что, поскольку разработка тяжелых и сверхтяжелых носителей откладывается, о пилотируемом полете на Луну в 2030 г. говорить не приходится, хоть эта задача и остается приоритетной, добавляет он.

По словам Ивана Моисеева из Института космической политики, сокращены и передвинуты проекты, которые были сомнительными по своей эффективности, как, например, ракета с возвращаемой ступенью: если американская корпорация SpaceX Илона Маска планирует массовое использование этой системы, то в России планировалось более редкое. В целом же сохранялись те проекты, которые находятся «на грани выхода», поясняет Моисеев.

Новое руководство «Роскосмоса» имеет серьезный опыт в сфере бизнеса, поэтому с точки зрения согласованности сроков, наличия ресурсов и т. д. новая сокращенная программа просчитана профессионально, говорит человек, близкий к руководству космической отрасли. Этим документ отличается от проектов предшественников Комарова в лучшую сторону, но в конечном счете ясной национальной космической стратегии у России нет, несмотря на наличие документа с таким названием, и сохранение либо сокращение тех или иных проектов носит часто субъективно-лоббистский характер, полагает собеседник «Ведомостей». Кроме того, в условиях экономического кризиса настоящее развитие исследований космоса требует оценки всех проектов с точки зрения международного сотрудничества – если не с западными странами, то со странами – членами БРИКС, чего в полной мере также не сделано.