Тегеран активно восстанавливает экономические отношения с Европой

Российским компаниям рассчитывать на преференции в Иране не стоит, считают эксперты
В ходе визита президента Ирана Хасана Рухани в Париж был подписан целый ряд контрактов
В ходе визита президента Ирана Хасана Рухани в Париж был подписан целый ряд контрактов / Christophe Ena / AP

Начать новую главу в двусторонних отношениях призвал в четверг в ходе своего визита во Францию президент Ирана Хасан Роухани. Стороны объявили о подписании контрактов на поставку в Иран более 100 самолетов Airbus на 30 млрд евро и о создании совместного предприятия по производству автомобилей с Peugeot-Citroеn. «Потребности Ирана огромны, им просто все нужно. При этом страна не начинает с нуля, Иран обладает очень образованной рабочей силой и огромным потенциалом», – передает Reuters слова главы крупнейшей федерации предпринимателей Франции Пьера Гаттаза. Во время визита в Италию, с которого началось европейское турне Роухани, иранцы подписали соглашения в сфере энергетики и строительства на сумму 17 млрд евро.

Западная Европа была главным торговым партнером Ирана до ввода санкций, напоминает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин: «Иранцы сейчас больше всего нуждаются в двух вещах: в огромных иностранных инвестициях почти во всех отраслях, которые можно оценить в $500–600 млрд, а то и больше, и в высоких технологиях. Это им могут дать главным образом Западная Европа, Япония и, возможно, Китай и США, поэтому в экономическом плане иранцы сейчас, конечно, поворачиваются к Западу». В атомной энергетике, освоении космоса, строительстве железных дорог и военно-техническом сотрудничестве Россия может составить конкуренцию западным фирмам, но это возможно лишь при условии мощной государственной поддержки, считает эксперт.

Россия иранский рынок уже потеряла, полагает глава российско-иранского совета по общественным связям Раджаб Сафаров: «До снятия санкций Россия могла чувствовать себя в Иране настоящей королевой, ведь тогда на рынке почти никого не было и иранцы готовы были без конкурса запускать россиян в свои проекты. Но Россия долго думала, действовала нерешительно, а иногда и откровенно подыгрывала Западу – вспомните историю с комплексами С-300, которые Кремль отказался поставлять Ирану, чтобы не портить отношения с США. Наши топ-менеджеры всегда были настроены прозападно и даже не пытались вникать в иранскую экономику, считая, что люди Востока – это почти что талибы в чалмах». По мнению Сафарова, россияне потеряли не только миллиарды прибыли, но и доверие иранцев и теперь до 90% рынка может уйти к западным бизнесменам.

Сомневаются эксперты и в том, что иранцы будут давать преференции россиянам из-за помощи Москвы в снятии санкций, на что надеялись российские политики. «Иранцы очень прагматичные люди, для них главное – заключить выгодный и нужный им контракт, на остальное им наплевать», – уверен Сажин. «Политика – важная штука, но лишь до какой-то степени. Свою задачу в этой сфере – выход из изоляции – иранцы уже выполнили», – соглашается Сафаров.