Комитет Кудрина предлагает ввести в уголовный процесс процедуру медиации

Примирение сторон через посредника должно стать смягчающим обстоятельством
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина предлагает ввести в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) понятие медиатора как независимого посредника между сторонами/ Е. Разумный/ Ведомости

Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина предлагает ввести в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) понятие медиатора как независимого посредника между сторонами, говорится в подготовленном КГИ законопроекте (есть у «Ведомостей»). Для этого нужно дополнить УПК главой о примирении сторон, в которой сказано о привлечении медиатора для участия в примирении сторон. Суд, следователь, дознаватель по ходатайству сторон или по собственной инициативе может привлечь медиатора, который содействует обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему в примирении и выработке его условий, говорится в проекте. По результатам примирения медиатор составляет и передает следователю заключение, которое обязаны приобщить к материалам дела. Гарантией реализации примирения должен стать тот факт, что оно является смягчающим наказание обстоятельством, а нарушение его условий может повлечь продление испытательного срока для условно осужденного или отмену условного осуждения.

В пояснительной записке сказано, что законопроект разработан для гуманизации уголовного судопроизводства, а медиация применяется во многих странах. В России она используется в ряде регионов по делам несовершеннолетних, но в КГИ считают, что такая возможность должна обеспечиваться всем.

Сейчас в УК и УПК не прописана процедура медиации, напоминает разработчик законопроекта, судья в отставке Сергей Пашин. По его словам, медиацию предлагается использовать в делах о любых преступлениях, но она будет иметь разное значение: иногда после примирения сторон последует прекращение уголовного дела, а иногда оно будет использовано как смягчающее обстоятельство. Сейчас для прекращения дела по примирению сторон нужно, чтобы преступление было небольшой или средней тяжести, был возмещен вред, а преступление совершено впервые, напоминает Пашин: «Но примирением сторон почти никто не занимается, адвокаты на это имеют право, но опасаются, что их обвинят в попытке оказать незаконное воздействие на потерпевших».

Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин считает идею развивать институт примирения сторон в уголовном процессе абсолютно правильной. Но пока даже в гражданском процессе альтернативная процедура урегулирования не работает – случаи ее применения можно пересчитать по пальцам, говорит он: «Проблема даже не в законодательстве, а в правовом просвещении, в том, что граждане не хотят разговаривать, просто не знают этого пути. Медиация заработает, когда граждане перестанут судиться бессмысленно и беспощадно».