США пока лишь наблюдают за межсирийскими переговорами в Астане

Но Вашингтон еще может подключиться к мирному процессу, считают эксперты
Участники международных переговоров по сирийскому урегулированию в Астане/ Ильзат Сафаргалиев/ТАСС

В понедельник в столице Казахстана начались переговоры между делегацией правительства Башара Асада и группой представителей вооруженной оппозиции при посредничестве представителя ООН Стефана де Мистуры, Ирана, России и Турции. США представлены в Астане наблюдателем – послом США в Казахстане Джорджем Кролом. Как сообщил человек, близкий к российской делегации, цель переговоров – подтверждение заключенного 29 декабря при поддержке России, Турции и Ирана перемирия и выработка механизмов контроля за прекращением огня.

На момент подписания номера в печать переговоры продолжались, де Мистура назвал их трудными. В кулуарах был распространен проект заявления России, Ирана и Турции по итогам встречи, в котором говорилось о выработке мер контроля за перемирием и поддержке межсирийских переговоров в Женеве 8 февраля. При этом представитель российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии заявил в понедельник «РИА Новости», что нарушения перемирия со стороны правительственных сил вызывают озабоченность, – такое заявление было сделано представителем России впервые. Впрочем, в целом, по его словам, условия перемирия продолжают выполняться.

Интересы России и США в Сирии не совпадают, ведь борьба с ИГ (запрещено в России) не является для президентов России и Сирии приоритетом, настаивает профессор Университета Джорджа Вашингтона Стивен Биддл: «Президент Дональд Трамп пока верит, что Путин заинтересован разрушить ИГ, поэтому окно возможностей теоретически есть. Однако Асад хочет разобраться с противниками на западе страны, а там ведь сотни группировок, в том числе «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России. – «Ведомости»), не решен вопрос с курдами и турками, и у Асада нет ни ресурсов, ни желания выяснять отношения на востоке». Помимо этого Трамп неоднократно высказывался за пересмотр соглашения об иранской ядерной программе, а без Ирана провести действительно успешную кампанию будет необычайно сложно, добавляет эксперт.

Первый удар

Минобороны России сообщило вечером в понедельник, что российские самолеты впервые нанесли в этот день удар по позициям ИГ в провинции Алеппо по координатам, переданным России военными США. Удар наносился двумя самолетами ВКС и двумя – американской коалиции. Был в понедельник нанесен и второй российско-турецкий удар по ИГ.

Распространенное мнение о том, что войска Асада и российская группировка в Сирии не борются против ИГ, а значит, им и нечего координировать с США, фактически неверно – например, прямо сейчас сирийские правительственные войска наступают на восток на позиции ИГ на двух участках фронта и сдерживают атаки ИГ на окруженный провинциальный центр Дейр-эз-Зор, возражает человек, близкий к Минобороны России. Одновременно на силы ИГ наступают протурецкие формирования (часть из них представлена на переговорах в Астане) и поддерживаемые США и Францией курды, напоминает собеседник «Ведомостей», сторонам есть что координировать. Первый случай такого рода произошел в понедельник (см.врез).

Пока трудно сказать, как будут развиваться взгляды администрации Трампа по поводу политики в Сирии, сейчас США выступают в качестве наблюдателя, говорит Александр Васильев из Института востоковедения РАН. Ясно лишь, что переговоры идут сложно, политический процесс будет длительным и США хотят держать руку на пульсе, чтобы присоединиться в случае необходимости, полагает эксперт. В то же время нельзя не отметить, что позиция Турции за последний год развернулась на 180 градусов и она уже признает невозможность сирийского урегулирования без Асада, что дает надежду на успех мирного процесса, резюмирует Васильев.