«Химия» есть, но шансы мизерные – эксперты США и России о первой встрече Путина и Трампа

Переговоры президентов США и России продлились в несколько раз дольше запланированного
Рукопожатие президентов/ Evan Vucci / AP

На полях саммита G20 в Гамбурге состоялась первая личная встреча президента России Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа. Переговоры продлились 2 часа 20 минут, хотя запланирована была часовая встреча, а сначала речь вообще шла о 30 минутах.

Из-за затянувшихся переговоров Путин опоздал на встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. «У меня была очень длительная беседа с президентом США. Накопилось много вопросов - там и Украина, и Сирия, и другие проблемы, некоторые двусторонние вопросы. Мы опять вернулись к вопросам борьбы с терроризмом, кибербезопасности», - заявил российский президент.

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин: «Если не "химия", то деловой контакт между Путиным и Трампом установлен. Это, конечно, позитивно. Продолжительность встречи – нормальная, оптимальная для обзора наиболее горячих проблем между Россией и США. 35 минут хватило бы только для первых личных впечатлений, часа – для обсуждения 1-2 вопросов. То, что вышли за пределы очень консервативной американской оценки и осторожной – российской, показательно. По результатам встречи ничего определенного на этот момент сказать нельзя. Анонсированное перемирие на юге Сирии, в конце концов, не про американские и российские силы (они, слава Богу, не воюют против друг друга), а о перемирии между сирийскими сторонами, о котором мы слышали много и давно, только мира пока нет. Конфликт между Россией и США имеет фундаментальное значение, он про миропорядок, быстро и легко не решится».

Бывший директор центра Европы в Совете национальной безопасности, профессор международных отношений университета Джорджтауна Чарльз Купчан: «Даже если Трамп и Путин удачно провели первую встречу — а об этом свидетельствуют разговор на два часа, т. е. говорили по существу, и принятые решения — сделать еще предстоит ой как много. Найти общие интересы в Сирии будет очень сложно, а найти дипломатическое решение к конфликту на Украине не проще. А расследование о вмешательстве России в американские выборы станет еще одной ложкой дегтя в их совместной работе».

Замдиректора Института Кеннана (специализируется на России, Украине и СНГ) в Вашингтоне Уильям Померанц: «С точки зрения Путина, эта встреча уже успех, потому что ставит его в один ряд с президентом США. Помимо этого он ведь главный политический долгожитель этой встречи, после него только Ангела Меркель. И если подумать о трех мировых лидерах, которые больше всего Путину противились — президент США Барак Обама, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Франсуа Олланд, — они все ушли! А Путин все еще на месте. И вспомните, как принимали Путина на G20 в Брисбене, Австралия, три года назад — да с ним никто даже не разговаривал, он был в изоляции! Трампу, правда, все равно, он, скорее всего, и не знает, что там в Брисбене произошло. Он тоже попробует отношения с Москвой исправить - правда, шансы на это мизерные».

Завсектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория Журавлева: «Контакт был, и там, где их вместе показывают в начале встречи, они так хорошо смотрят друг на друга. У Трампа нет его обычной петушиности, которая Путиным не была бы принята, потому что он сам такой же. Два признака указывают на то, что намерения у них были серьезные: Сергей Лавров и Рекс Тиллерсон встретились до и, скорее всего, проработали повестку, ну и встреча растянулась на два часа, и было бы стыдно выйти после такого ни с чем. На встречах, которые предполагают простое знакомство, такого не происходит».

Профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд: «По всем параметрам встреча стала успехом, "химия" между двумя лидерами определенно была. Соглашение по перемирию в Сирии показывает, что оба правительства хотят продвинуться в вопросе учреждения безопасных зон, а это является одной из предпосылок для дипломатического разрешения конфликта. Даже если другие темы, такие как Украина или кибербезопасность, они и затронули, довольно сомнительно, что им удалось достичь чего-то существенного, скорее они показали, что готовы к поиску решений, которые помогут снизить разногласия. В целом, желание уйти от новой холодной войны явно есть, правда, камней на этом пути слишком много, а одна встреча ситуацию сильно не прояснит».

Директор Центра стратегического прогнозирования Атлантического совета в Вашингтоне Мэтью Барроуз, в прошлом работал в ЦРУ, Госдепартаменте и Национальном совете по разведке США: «Перемирие, как уже печально известно, очень трудно воплотить в жизнь, и, к сожалению, в США к России, помимо Трампа, никто особенно доверия не питает. Если Башар Асад еще раз "случайно" атакует силы повстанцев, то в Пентагоне и других структурах найдется много людей, которые тут же начнут за это обвинять Россию. Трампу в этом случае придется лично взаимодействовать с Москвой, чтобы вернуться к перемирию, хотя тут договориться легче, ведь Трамп уже согласился про Асада забыть. Что касается Украины, то эта тема ближе к телу в случае с Москвой, тут интересы России намного больше затронуты. Чиновники, элита американского МИДа и конгресс США эту тему точно не сдадут».