Владимир Путин произвел неожиданные увольнения в администрации

Несколько ожидаемых отставок не состоялось
Президент не решился нарушать сложившийся кадровый ансамбль своей администрации/ Андрей Гордеев / Ведомости

В среду президент Владимир Путин подписал указы о назначениях и отставках в администрации. Указов ждали сразу после вступления Путина в должность, но решения затянулись более чем на месяц. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сначала говорил, что назначения в администрации будут произведены параллельно с назначениями в правительстве, а потом напоминал, что де-юре переназначения не необходимое действие: в отличие от правительства администрация не должна была и не слагала полномочий перед вступившим в должность президентом.

Администрацию президент Путин обновил гораздо меньше, чем правительство. Посты сохранила вся верхушка: руководитель Антон Вайно, два его первых заместителя – Алексей Громов и Сергей Кириенко, три заместителя – Владимир Островенко, Магомедсалам Магомедов и Дмитрий Песков (он остался и пресс-секретарем президента). Сохранили посты и авторитетные помощники президента: Лариса Брычева (осталась и руководительницей государственно-правового управления), Юрий Ушаков, Андрей Белоусов и Владислав Сурков. Уход всех четырех из администрации прогнозировали СМИ: в частности, Брычевой сулили пост председателя Конституционного суда, Белоусову – пост первого или просто зампреда правительства, 71-летнему Ушакову – пенсию, а Суркова телеграм-каналы отправляли в Приволжский федеральный округ полпредом.

Но уволил президент другого помощника, куратора правоохранительных органов и главного кадровика – Евгения Школова. В среду, незадолго до появления указа о его отставке, на портале правовой информации появилось распоряжение правительства: выдвинуть Школова представителем государства в совет директоров госкомпании «Системный оператор единой энергетической системы».

Место Школова, говорит близкий к Кремлю человек, займет Анатолий Серышев – бывший замдиректора Федеральной таможенной службы и бывший замначальника управления ФСБ по Карелии. Песков на вопрос о сфере ответственности Серышева не ответил.

Главный кадровик – одна из опорных должностей в администрации, человек, который – с подчиненным ему управлением – организует проверки всех кандидатов на должности в администрации, правительстве, силовых органах, всех тех, кого рекомендуют к назначению, это широкий круг должностей, поясняет другой близкий к Кремлю собеседник «Ведомостей».

Руководителем контрольного управления президента и помощником президента – эти должности покинул ушедший руководить аппаратом правительства в ранге вице-премьера Константин Чуйченко – назначен статс-секретарь ФСБ, генерал-полковник Дмитрий Шальков.

Он уже некоторое время посещал заседания Госдумы и ее комитета по безопасности, заметил политолог Андрей Колядин: «Сегодня его работа из состояния де-факто перешла в состояние де-юре».

Как и назначения в правительстве, где ставленниками силовых структур можно считать министра по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Евгения Зиничева и отчасти министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, назначения Серышева и Шалькова показывают, что доверие к выходцам из спецслужб по-прежнему выше, чем к гражданским чиновникам, считает политолог Михаил Виноградов, хотя о рекрутировании гражданских во власть и о создании для них социальных лифтов говорили значительно больше. В том, что Серышев выходец из ФСБ, ничего необычного нет, возражает близкий к Кремлю собеседник, по традиции эту должность в Кремле при Путине занимают выходцы из КГБ: и Школов, и его предшественник Виктор Иванов. А контрольное управление президента возглавляли и выходцы из спецслужб (сам Путин в 1997–1998 гг.), и гражданские – назначение Шалькова ничего не говорит об усилении спецслужб в Кремле, уверен собеседник.

Переназначение Суркова и Ушакова означает отсутствие желания принимать поворотные решения, в том числе международные, считает Виноградов: «Вопрос – отсутствует ли желание в принципе или ожидаются события, знаки, будь то конец чемпионата мира по футболу, встреча с президентом Трампом или выборы на Украине в 2019 г.».

Не сохранил должность и бывший управделами президента, помощник по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин. Указа о назначении кого-то на его место нет. Этой должности и не будет, говорил «Ведомостям» сотрудник госкорпорации «Ростех». Фактически убирается бюрократическая надстройка, считает человек, близкий к руководству Минобороны, документооборот пойдет через другого помощника, скорее всего Юрия Ушакова.

Судьба еще двух помощников – Игоря Щеголева и Николая Цуканова – не ясна: указов об их переназначении нет, но нет и указов об отставках. Щеголев может стать полпредом в Центральном федеральном округе, сказали два собеседника «Ведомостей», знающие об этом от федеральных чиновников, а Цуканов – полпредом в Уральском округе, сообщил Znak.com.

Штат советников сокращен на три единицы: уволены советник по вопросам развития интернета Герман Клименко и специалист по государственной тайне, советник Сергей Григоров, не переназначен советник по вопросам климата Александр Бедрицкий (но указа об увольнении Бедрицкого нет). Григоров уходит по возрасту, ему 72 года, знает сотрудник спецслужбы.

«Столь небольшие изменения в составе администрации – продолжение тренда: президент работает с теми, кого хорошо знает, – считает Колядин. – Уверенность в этих людях, их деловых качествах для него главное».

Путин говорил об экономическом и технологическом прорыве, который Россия должна совершить в его четвертый президентский срок, – но и в правительстве, и особенно в администрации президента, которая играет ключевую роль в выработке экономических решений, кадровые изменения точечные. По всей видимости, в понятие «прорыв» закладывался иной смысл, чем принято считать, полагает политолог Алексей Макаркин, речь не о революции, в том числе кадровой; вероятно, «прорыв» – объяснение, почему избиратели, которым предстоит пережить немало непопулярных решений, должны принести эту жертву.

Логика Путина, возможно, такова: новый майский указ – продолжение майских указов 2012 г.; как прорывались тогда, так и продолжат прорываться, объясняет политолог Евгений Минченко. Кроме того, напоминает он, администрация – это аппарат Путина, обеспечивающий его ежедневное функционирование: «Почему он должен менять аппарат, который для него комфортен и с которым он показал лучший результат на выборах?».

Новая администрация президента. Полный состав