Какие законодательные завалы осталось разгрести Госдуме

«Ведомости» выяснили, какие законопроекты зависли в нижней палате и почему
Некоторые законодательные завалы разгрести не так просто, как кажется / Андрей Гордеев / Ведомости/ Ведомости

Всего 2,7% законопроектов, доставшихся седьмой Госдуме в наследство от прошлых созывов, осталось рассмотреть депутатам, сообщил председатель палаты Вячеслав Володин по завершении весенней сессии. «Сегодня можно подвести итоги разбора законодательных завалов: из 2020 законопроектов рассмотрено 1965, из них принято 279 федеральных законов – это порядка 14% от общего объема. Осталось на рассмотрении 55 инициатив», – пояснил он.

Правда, анализ «Ведомостей» показал, что в думской базе числится 57 законопроектов, оставшихся с прошлых созывов. Собеседник в Госдуме объясняет расхождение тем, что в базе, скорее всего, по какой-то технической ошибке до сих пор числятся два законопроекта о ратификации международных соглашений, один из которых отклонен, а второй снят с рассмотрения. Половина (28) непринятых законопроектов внесены президентом или правительством, почти треть (17) – самими депутатами.

Больше всего старых законопроектов (25) должен рассмотреть комитет по госстроительству и законодательству. Многие из них имеют непростую судьбу согласований, как, например, правительственные документы, связанные с транспортными вопросами. Так, непринятыми остаются законопроект о передаче полномочий по взиманию штрафов по 38 видам нарушений правил дорожного движения (ПДД), фиксируемых камерами, от ГИБДД властям Москвы, поправки об ответственности за нарушение требований безопасности при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов, проекты о дифференцированном наказании за систематическое нарушение ПДД и о залоге за задержанный автомобиль. С транспортными законопроектами сложная ситуация: половина общества – за, половина – против, правительство хочет, чтобы мы их приняли, но при этом не может объяснить, какие будут положительные последствия, пояснил «Ведомостям» председатель комитета по госстроительству Павел Крашенинников.

По его словам, законопроект о расширении перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в соответствующие центры временного содержания, депутаты не стали рассматривать, потому что сейчас обсуждается вопрос о комплексном принятии мер по несовершеннолетним правонарушителям. Ряд законопроектов о судебной системе в сентябре рассмотрит специальная комиссия по судоустройству, которая будет заниматься судебной реформой. Поправки сенаторов в Уголовный кодекс о штрафах за уклонение от уплаты налогов Дума решила вообще не трогать, отметил Крашенинников: «Есть общее понимание, что с налогами пока ничего не делаем». Один из самых давних документов – законопроект о порядке принятия законов, внесенный еще во втором созыве президентом Борисом Ельциным, – тоже не нужен, так как все необходимое в Конституции есть, считает депутат. «Однозначно положительные законопроекты мы вытащили, отшлифовали и приняли, однозначно плохие – отклонили по упрощенной процедуре. А те, которые вроде бы надо принимать, но последствия по ним непонятны, – такие законопроекты мы завесили. От таких полуфабрикатов никому не будет хорошо», – резюмировал председатель комитета.

В комитете по труду не рассмотрено четыре законопроекта, в том числе поправки единороссов о предоставлении работникам времени для прохождения диспансеризации и о признании граждан жертвами политических репрессий в случае невозможности проверки материалов уголовных и административных дел. Зампред комитета Николай Коломейцев (КПРФ) говорит, что затягивание принятия законопроектов правительством и непредоставление отзывов – обычное дело, когда требуются затраты из бюджета. В комитете по природным ресурсам осталось два правительственных законопроекта: о любительском рыболовстве и о поправках в Градостроительный кодекс по территориям курортов. «По обоим этим законопроектам работа затянулась, и оба требуют дальнейшей экспертной работы», – объясняет председатель комитета единоросс Николай Николаев. «Например, рыболовство касается половины страны, здесь нельзя ошибиться. Поправки в Градостроительный кодекс тоже несут в себе большое количество рисков, которые нужно обсуждать», – добавляет он. В комитете по информполитике не принят проект о безопасности журналистов в горячих точках: его уже третий год не могут согласовать с Министерством финансов из-за дополнительных расходов. Наконец, в комитете по безопасности не рассмотрен проект о ратификации Конвенции ООН против коррупции, внесенный КПРФ, а в комитете по делам семьи – президентские поправки об общественном контроле за правами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нельзя сказать, что эти законопроекты зависли, подчеркивает руководитель близкого к руководству Госдумы фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Из первоначальных завалов осталось менее 3%. Скорее всего, и они будут рассмотрены или отозваны в ближайшее время. Где-то нужно, чтобы проект отозвало правительство или депутаты. В том числе потому, что, пока в Госдуме лежит принятый в первом чтении законопроект на ту или иную тему, невозможно внести по той же теме новые инициативы». Какие-то документы, включая проекты международных соглашений, устарели, потому что позднее уже приняты договоры, которые их по содержанию поглощают, добавляет эксперт: «Таким образом, осталось считанное количество технических вопросов и кейсов. В целом же задача расчистки завалов решена».

Наличие среди старых законопроектов немалого числа правительственных документов, скорее всего, связано с внутренними разногласиями в самом кабинете, считает политолог Александр Кынев: «Очевидно, что без согласия правительства ни один резонансный закон принят быть не может, поэтому внутреннее согласие [ведомств] первично. Случаев, когда бы Дума приняла закон вопреки мнению правительства, не было с 1990-х гг.».