Российско-японские переговоры идут успешно, но безрезультатно

О прогрессе в вопросе мирного договора стороны не говорят, но диалог продолжается
Переговоры находятся в самом начале и не видно, что решение может быть найдено в скором времени/ Андрей Гордеев / Ведомости

Российско-японские переговоры на высшем уровне в Москве продолжались во вторник более трех часов, но по их окончании лидеры двух стран ограничились лишь краткими заявлениями для прессы.

Президент Владимир Путин назвал атмосферу переговоров конструктивной, пространно описал вопросы совместной работы ведомств и экономических связей двух стран и отметил рост товарооборота, напомнив о сотрудничестве в поставках сжиженного природного газа (СПГ) – строительстве «Газпромом» вместе с японскими Mitsubishi и Mitsui третьей технологической линии завода СПГ по проекту «Сахалин-2» и проработке участия японских компаний в проектах «Арктик СПГ – 2», «Балтийский СПГ» и в сооружении перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке. Президент также сообщил, что товарооборот в январе – ноябре 2018 г. вырос на 18% до почти $20 млрд и может за несколько лет вырасти до $30 млрд в год. «Однако, по нашему общему с г-ном Синдзо Абэ мнению, качественного сдвига пока не произошло и потенциал кооперации двух стран задействован еще не в полной мере», – резюмировал Путин ситуацию в экономическом сотрудничестве.

Проблеме мирного договора президент уделил в своем заявлении гораздо меньше времени. Он напомнил, что договоренность начать переговоры о заключении мирного соглашения была достигнута лидерами двух стран во время прошлогодних международных саммитов в Сингапуре и Буэнос-Айресе. А министры иностранных дел России и Японии доложили во вторник своим руководителям об итогах первого раунда переговоров, прошедших в Москве 14 января. «Решение, которое предложат переговорщики, должно быть приемлемо для народов России и Японии, поддержано общественностью обеих наших стран», – подчеркнул Путин.

Премьер Японии Синдзо Абэ тоже охотно описывал успехи в развитии отношений двух стран в разных сферах, сделав упор на культурно-гуманитарное сотрудничество и вспомнив даже прошедший в 2018 г. в России чемпионат мира по футболу. «Мы дали указание, чтобы в течение февраля, например, «на полях» конференции по безопасности в Мюнхене наши министры иностранных дел провели следующий раунд переговоров. А также чтобы спецпредставители глав государств тоже провели переговоры», – заявил Абэ. Специальных представителей по переговорам о мирном договоре обе стороны назначили в декабре 2018 г. – такой статус получили заместители министров иностранных дел Игорь Моргулов и Такэо Мори.

Переговоры находятся в самом начале и не видно, что решение может быть найдено в скором времени, полагает политолог Федор Лукьянов. Были сформированы несколько завышенные ожидания от этой встречи, в первую очередь японской стороной, отмечает эксперт клуба «Валдай» Андрей Сушенцов: «Вероятно, готовя собственную общественность к тому, что вопрос о мирном договоре будет в какой-то обозримой перспективе решен, японцы сделали ряд заявлений, которые перетекли в российское информационное пространство и создавали тут некоторые трения и даже возмущение. В частности, тезис японского премьера о том, что Япония не будет требовать компенсации от России, был адресован японской аудитории, но в России был воспринят как в некотором роде издевательство». В целом же оба руководителя довольно однозначно сказали, что движение по направлению к мирному договору происходит, и оно довольно методичное, добавляет эксперт: «Вместе с тем фраза, использованная Путиным, что «нет качественного сдвига в отношениях», симптоматична и отражает российскую оценку ситуации. Судя по всему, когда исчезнет эта фраза или возникнет новая формулировка, означающая качественный сдвиг, тогда мы физически приблизимся к подписанию мирного договора».