Политическая интеграция России и Белоруссии пока маловероятна

А для принятия совместных экономических решений не хватает единых правил игры, считают эксперты
Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко на трехдневных переговорах в Сочи не обсуждали готовящийся в России налоговый маневр, который может привести к потерям для белорусского бюджета/ Михаил Метцель / ТАСС

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко на трехдневных переговорах в Сочи не обсуждали готовящийся в России налоговый маневр, который может привести к потерям для белорусского бюджета. Об этом Лукашенко сообщил в пятницу по окончании переговоров. Зато, по его словам, президенты решили «начать ревизию отношений» двух стран и «посмотреть союзный договор – что у нас там не выполнено за последние годы».

В то же время Лукашенко подчеркнул, что суверенитет Белоруссии – «это икона, это святое»: «Независимость – понятие относительное. Суверенитет – это гранит. Поэтому мы исходим из того, что сегодня здесь два государства». Степень же интеграции зависит лишь от желания обоих народов, отметил он: «Мы готовы идти настолько далеко в объединении, насколько вы готовы. Мы завтра можем объединиться [с Путиным], у нас проблем нет. Но готовы ли на это россияне и белорусы?» «Полностью независимых государств не существует», – добавил Путин. По его словам, перед Россией и Белоруссией стоит задача найти направления для движения вперед, «не нанося ущерба нашим странам и народам».

По сути, Союзное государство существует, уровень интеграции очень высокий, но юридически это никак не оформлено, что создает большое количество сложностей, говорит политолог Евгений Минченко. Поэтому нужно проработать схему имплементации союзного договора, считает он: «Речь не о поглощении Белоруссии, а именно о более высоком уровне интеграции в рамках Союзного государства и о понятных правилах игры». А после сближения этих правил могут обсуждаться и другие проблемы, как тот же налоговый маневр, добавляет эксперт.

После этой встречи с российской стороны в СМИ активно вбрасывалась тема не только экономической, но и политической интеграции как ближайшей перспективы, отмечает политолог Константин Калачев. Из этого можно сделать вывод, что Лукашенко уперся и в вопросах интеграции серьезных подвижек нет, полагает эксперт: «Думаю, что после «совета» с белорусским народом выяснится, что он предпочитает суверенитет и что это сакральная ценность». Переговорная позиция России понятна: экономика в обмен на политику – и это новое в отношениях двух стран, ведь до сих пор со стороны Москвы шла экономическая поддержка без каких-либо ответных политических шагов, напоминает Калачев. Но Лукашенко будет тянуть с необходимыми для России решениями насколько возможно долго, предполагает эксперт.

Хотя союзный договор предусматривает интеграцию в разных областях, сказать, что это реально работало, тяжело, считает политолог Андрей Скриба: «Оказалось, что отношения держатся на плечах двух президентов, но под ними не просто нет чего-то устойчивого, а, по всей видимости, даже то, что было, постепенно расползается». Но политическая интеграция сейчас крайне маловероятна, полагает эксперт: «С момента распада СССР прошло почти 30 лет, начала формироваться белорусская идентичность. На уровне населения Белоруссии таких дискуссий не ведется». Да и у России, скорее всего, нет цели затащить к себе государство, где нет определенности на этот счет, добавляет эксперт: «Обжегшись с этим на Украине, в Москве пришли к пониманию, что работать надо над формированием чего-то общего, чего-то союзного – чтобы это было не только в названии, а на самых разных уровнях».