Представители России пытались наладить связи с Трампом после выборов

Гендиректор РФПИ даже составил план примирения России и США
План по налаживанию отношений, составленный гендиректором РФПИ Кириллом Дмитриевым (на фото) и управляющим нью-йоркским хедж-фондом Риком Герсоном, состоял из пяти пунктов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Сразу после избрания Дональда Трампа президентом люди, связанные с российскими властями, попытались установить контакты с представителями штаба Трампа и переходной администрацией, говорится в докладе специального прокурора Роберта Мюллера. Доклад о вмешательстве России в выборы президента в 2016 г. и возможном сговоре кампании Трампа с Россией (доказательств такого сговора следователи не нашли) был опубликован в четверг, 18 апреля.

По разным каналам

Контакты налаживались через многочисленные каналы – как официальные (через посла России в США Сергея Кисляка), так и людьми, пытавшимися установить связи с американцами, которые не были непосредственно связаны с командой Трампа, но могли помочь выйти на новую администрацию с российскими предложениями об урегулировании отношений. «Эти усилия поощрялись на самых высоких уровнях российского правительства», – отмечается в докладе (имеется в виду не конкретно правительство Дмитрия Медведева, а российская власть). Подходы к новой американской администрации искали и чиновники, и бизнесмены.

Причем они зачастую не знали, с кем связываться. Так, совладелец Альфа-банка Петр Авен, который дал показания комиссии Мюллера, рассказал, что в IV квартале 2016 г. общался один на один с Владимиром Путиным (по его словам, он встречается с президентом ежеквартально, как и примерно 50 других крупнейших бизнесменов России). Путин отметил, что представителям российского правительства сложно связаться с новой администрацией. По словам Авена, Путин дал понять, что не знает, с кем официально поговорить, и не знает людей из окружения избранного президента США.

Послание от Путина

В докладе приводится и такой пример. Около 3 часов утра в ночь выборов (9 ноября), примерно через 20 минут после того, как Хиллари Клинтон признала поражение, у пресс-секретаря штаба Трампа Хоуп Хикс зазвонил ее личный телефон. Голос казался иностранным, но звонили из округа Колумбия. Хикс в тот момент не могла понять, о чем говорит звонивший, но поняла слова «звонок Путина». Она попросила написать ей электронное письмо. На утро сотрудник российского посольства Сергей Кузнецов прислал ей с адреса Gmail письмо с темой «Послание от Путина» и просьбой переслать его Трампу. В письме (на русском и английском языках) Путин поздравлял того с избранием и отмечал, что «надеется работать [с Трампом] над выводом российско-американских отношений из кризиса».

Хикс переслала письмо зятю Трампа Джареду Кушнеру со словами: «Можете посмотреть на это? Не хочу, чтобы меня одурачили, но и не хочу продинамить Путина». Тот попытался выяснить подлинность письма у Кисляка, после чего Хикс переслала его сотрудникам переходной администрации. Через пять дней, 14 ноября, между Путиным и Трампом состоялся телефонный разговор.

Авен рассказал, что на встрече с Путиным тот отметил, что США могут расширить санкции, в том числе ввести их против Авена и Альфа-банка, поэтому бизнесмену стоит предпринять действия, чтобы защититься от них. Хотя Путин не дал ему конкретного указания связаться с переходной администрацией Трампа, Авен, по его словам, понял, что тот ждет, что банкир постарается отреагировать на обеспокоенность президента.

План примирения

Не только наладить контакты, но и составить план примирения США и России попытался генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, утверждается в докладе. В течение нескольких месяцев после ноябрьских выборов он старался организовать встречи с людьми из команды Трампа. Уже на следующий день после выборов он попросил Джорджа Надера, близкого бизнес-партнера из ОАЭ, с которыми активно сотрудничает РФПИ, представить его сотрудникам переходной администрации.

У Надера были контакты в штабах обоих кандидатов, о чем Дмитриев знал. По его словам, он и российское правительство предпочитали, чтобы победил Трамп, указывается в докладе.

В ночь выборов после сообщения о победе Трампа некто (имя в докладе скрыто) написал Дмитриеву: «Путин выиграл». В дальнейшем Дмитриев больше всего настаивал на встрече с Кушнером и сыном Трампа, сказав Надеру, что Путин будет ему очень благодарен и такая встреча будет исторической.

Надер организовал на Сейшелах встречу Дмитриева с Эриком Принсем, который помогал кампании Трампа и был хорошо знаком со Стивеном Бэнноном, который тогда занимал пост советника избранного президента.

План Дмитриева – Герсона

Двухстраничный документ состоял из пяти основных пунктов, говорится в докладе Мюллера. 1) Совместная борьба с терроризмом. 2) Совместные усилия по ограничению оружия массового поражения. 3) Разработка взаимовыгодных экономических и инвестиционных инициатив. 4) Поддержание честного, открытого и постоянного диалога по вопросам, в которых стороны расходятся во мнениях. 5) Обеспечение надлежащего взаимодействия и доверия «ключевыми людьми» из обеих стран.

Другой человек из ОАЭ, советник по национальной безопасности, в конце ноября 2016 г. представил Дмитриева Рику Герсону, управляющему хедж-фондом Falcon Edge Capital и другу Джареда Кушнера. В декабре и январе, говорится в докладе, Дмитриев и Герсон работали над планом примирения России и США, который, как сказал Дмитриев, Путин поручил ему разработать и реализовать. Если к России отнесутся с «уважением и готовностью понять нашу позицию, можно быстро добиться Решительного Прорыва (sic!)», говорится в текстовом сообщении Дмитриева Герсону. Еще до инаугурации Трампа в конце января Герсон передал этот план Кушнеру, тот затем передал копии документа Бэннону и госсекретарю Рексу Тиллерсону.

Однако впоследствии официальные лица этот план не обсуждали, заявил Кушнер комиссии Мюллера. Дмитриев 27 января 2017 г. интересовался у Герсона, есть ли какая-то реакция на документ – об этом спрашивает его «босс». «Мой босс попросил меня постараться организовать встречи с ключевыми людьми в США в ближайшие две недели, если возможно», – добавил гендиректор РФПИ.

Вскоре после этого состоялся телефонный разговор между Путиным и Трампом. Он прошел хорошо, написал Герсон Дмитриеву. Тот ответил, что составленный ими документ «сыграл важную роль».

Дмитриев продолжает активно выступать за налаживание отношений между США и Россией. «Любого, кто скажет, что отношения между США и Россией должны улучшаться, сегодня тут же распнут, – сетовал он в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе. – Президенты Путин и Трамп хотели начать бизнес-диалог, и это правильный подход, хотя он еще не начался».

Состояние войны негативно, а Россия хочет действовать позитивно, несмотря на существующее мнение, уверял Дмитриев. Американские санкции, по его мнению, сдерживают развитие либеральной повестки в России. «Улучшение отношений между Россией и США – это хорошо», – решительно заявил Дмитриев в Давосе.