«Украинагейт» обрастает новыми подробностями

Конгресс представил дополнительные свидетельства давления Трампа на Киев по делу Байденов
Владимир Зеленский встретился с Дональдом Трампом на Генеральной ассамблее ООН (на фото), но при определенных обстоятельствах мог приехать с визитом и в Белый дом/ Evan Vucci / AP

Представители администрации Дональда Трампа пытались договориться с украинскими чиновниками об организации встречи между президентами фактически в обмен на обещание Киева начать расследование против Джо и Хантера Байденов, бывшего вице-президента США и его сына. Об этом свидетельствуют текстовые сообщения, которые в четверг предоставил палате представителей американского конгресса бывший спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. В этот день он участвовал в слушаниях по делу, которое некоторые уже начали называть «Украинагейт» – по аналогии с уотергейтским скандалом, приведшем к отставке президента Ричарда Никсона. Американские чиновники координировали с помощниками украинского президента и Руди Джулиани, личным адвокатом Трампа, подготовку проекта заявления, в котором Киев бы объявил о расследовании в отношении Байденов и вмешательства в президентские выборы в США в 2016 г. Это заявление планировалось обнародовать одновременно с сообщением о визите президента Владимира Зеленского в Белый дом.

Комитеты палаты представителей, ведущие расследование в рамках процедуры импичмента Трампа, обнародовали эти сообщения в ночь на пятницу. Из них также видно, что временный поверенный в делах США на Украине Билл Тейлор высказывал опасения, что Трамп пытается использовать задержку с перечислением военной помощи Украине на $391 млн для личных политических целей.

Также газета The Wall Street Journal сообщила, что Трамп приказал весной уволить посла США на Украине Мэри Йованович после того, как Джулиани и несколько сторонников президента, не входящих в администрацию, пожаловались, что она склонна к высказыванию антитрамповской позиции в частных разговорах и мешает убедить Киев начать расследование против Байденов. Об этом газете рассказали люди, знакомые с этой историей.

«Если президент З. убедит Трампа»

25 июля между Трампом и Зеленским состоялся телефонный разговор, в котором президент США мог пытаться убедить украинского коллегу начать расследование против Байденов. Трамп также просил Зеленского помочь получить информацию касательно истории со взломом серверов национального комитета демократической партии в ходе президентской кампании в США в 2016 г. За неделю до этого, 18 июля, Трамп распорядился приостановить передачу военной помощи Украине, хотя она была уже одобрена конгрессом. Об этом стало известно из публикации сокращенной расшифровки разговора Трампа с Зеленским и заявления сотрудника разведслужб США, который сообщил о своих опасениях, что Трамп неоднократно мог злоупотреблять служебным положением ради получения компромата на своего политического оппонента: Джо Байден сейчас является наиболее вероятным кандидатом от демократов на предстоящих в 2020 г. выборах президента. Из-за этого демократы, имеющие большинство в палате представителей, начали процедуру импичмента.

За неделю до разговора президентов, 19 июля, Волкер обсуждал подготовку к нему с Гордоном Сонландом, представителем США при Евросоюзе, и послал ему текстовое сообщение: «Самое важное, чтобы Зеленский сказал, что поможет расследованию». А утром 25 июля, перед звонком, Волкер написал Андрею Ермаку, помощнику Зеленского: «Слышал от Белого дома – если президент З. убедит Трампа, что он расследует / "доберется до сути того, что произошло" в 2016 г., мы забьем дату для визита в Вашингтон». Ермак написал Волкеру после разговора президентов, что он «прошел хорошо» и что Трамп попросил Зеленского определиться с датой визита. Во время беседы Зеленский в общих выражениях уверил Трампа, что Украина «готова открыть новую страницу в сотрудничестве» между странами.

Трамп неоднократно призывал украинского президента сотрудничать с Джулиани и генеральным прокурором Уильямом Барром. В августе Ермак действительно встретился с Джулиани в Мадриде. После этого украинская сторона подготовила проект заявления, в котором сообщалось о предстоящем визите Зеленского в Вашингтон и описывалось «видение перезагрузки отношений США – Украина», включая расследование в отношении украинской газовой компании Burisma, членом совета директоров которой Хантер Байден был в 2014–2019 гг., и вмешательства в выборы в США; об этом говорилось в сообщении Ермака Волкеру 10 августа.

Сонланд же написал Волкеру касательно проекта заявления украинцев: «Думаю, potus (президент США: POTUS – аббревиатура President of the United States. – «Ведомости») действительно хочет [увидеть] результат».

Между тем украинцы, подготовив проект заявления, стали высказывать сомнения в правильности формулировки о расследовании, пишет WSJ. В частности, рассказал газете знакомый с обстоятельствами дела человек, упоминание конкретной компании (Burisma) означало бы предвзятость в расследовании, беспокоились они. По словам этого человека, Волкер согласился с их позицией и посоветовал не спешить с заявлением.

Украина возобновила расследование

Генеральная прокуратура Украины пересматривает около 15 дел, касающихся компании Burisma («Бурисма»), в том числе эпизод, в котором фигурирует Хантер Байден, сообщил в пятницу генпрокурор Руслан Рябошапка. «Сейчас мы проводим аудит тех производств, которые осуществлялись ранее Генеральной прокуратурой. В той сфере, о которой вы говорите, где могут быть причастными и могут быть фигурантами [экс-министр экологии и владелец Burisma Николай] Злочевский, [бизнесмен Сергей] Курченко и другие люди или компании», – сказал Рябошапка в Киеве, передает «Интерфакс-Украина».
Отвечая на вопрос, касаются ли эти расследования Байдена и Burisma, он сказал: «Ключевые слова были не Байден и не Burisma. Ключевыми словами были те производства, которые закрыты или расследовались предыдущим руководством, в том числе среди этого большого количества дел могут быть и те – с этими двумя словами [Burisma и Байден]». Прежние расследования на Украине в отношении Burisma касались деятельности Злочевского, который в 2010–2012 гг. был министром экологии и природных ресурсов. Его подозревали в незаконном обогащении. В январе 2017 г. Burisma сообщила о закрытии на Украине всех процессуальных и судебных действий в отношении Злочевского и операционных компаний, входящих в Burisma Group.
Рябошапка заявил в пятницу, что Генпрокуратуру в первую очередь интересуют дела, где фигурировали высокопоставленные должностные лица, а государству были причинены убытки. По его уверению, «ни заграничные, ни отечественные чиновники» не оказывали на него давление: «Прокуратура вне политики».

«Русские будут в восторге»

Из опубликованных текстовых сообщений также видно, что Билл Тейлор, который возглавил дипломатическое представительство США на Украине после отзыва в мае Мэри Йованович, предположил, что существует связь между решением Трампа приостановить выделение военной помощи и его попытками инициировать расследование против Байденов. Ранее из заявления разведчика-осведомителя стало известно, что ни в бюджетном управлении Белого дома, ни в Совете национальной безопасности «не знали, почему было отдано такое распоряжение». Трамп же заявил 24 сентября, когда стало известно о его разговоре с Зеленским, что заморозил военную помощь, чтобы надавить на другие страны: «Германия, Франция, другие страны должны выделить деньги, и я жаловался на это с самого начала».

Тейлор же написал Сонланду 1 сентября: «Мы что, теперь говорим, что помощь в обеспечении безопасности и встреча в БД (Белом доме. – «Ведомости») зависят от расследований?» Тот ответил: «Позвоните мне». Неделю спустя Тейлор написал и Сонланду, и Волкеру: «Думаю, это безумие – задерживать помощь в обеспечении безопасности ради получения помощи в политической кампании». Сонланд ответил, что тот «неправильно [интерпретирует] намерения Трампа». Однако, как показывают многочисленные сообщения, опубликованные палатой представителей, Тейлор в общении с коллегами неоднократно увязывал усилия Белого дома с задержкой выделения военной помощи. «Если они [украинцы] сделают заявление и не получат помощь, будет кошмар. Русские будут в восторге. (А я уйду.)», – написал Тейлор 8 сентября.

Украинцы тоже выражали тревогу в связи с задержкой военной помощи, которая в результате была выделена только в сентябре. Ермак переслал Волкеру ссылку на статью на эту тему в журнале Politico с припиской: «Нужно поговорить».

«Не знаю, я ее отозвал или кто-то другой»

О попытках соратников Трампа добиться расследования на Украине может свидетельствовать и история с послом Йованович, которую теперь пристально изучают комитеты палаты представителей, занимающиеся импичментом. Разведчик-осведомитель в своем заявлении включил эту историю в список событий, которые, по его мнению, свидетельствуют о злоупотреблении полномочиями президентом. Трамп в разговоре с Зеленским нелицеприятно отзывался о Йованович, назначенной послом при Бараке Обаме, описав ее как «плохую новость». Зеленский ответил: «Отлично, что вы были первым, кто сказал мне, что она была плохим послом, потому что я согласен с вами на 100%».

Сотрудникам госдепартамента весной было сказано, что отзыв Йованович с должности посла – приоритет для Трампа, рассказал WSJ знающий об этом человек. Близкие к ней люди сказали газете: сотрудники госдепартамента сообщили Йованович, что не могут защитить ее от нападок президента и его соратников. По словам сотрудников администрации, увольнение поддержал госсекретарь Майк Помпео (на днях, кстати, стало известно, что он слушал разговор Трампа с Зеленским).

Джулиани в интервью WSJ признался, что в марте передал Помпео 9-страничный документ, в котором подробно описывалась деятельность Байденов на Украине и излагались обвинения в адрес Йованович, включая то, что она «очень близка» к Джо Байдену. Пресс-секретарь предвыборной кампании Байдена Эндрю Бейтс заявил, что Байден относится к Йованович с профессиональным уважением, но они не были близки. Общавшийся с ней высокопоставленный чиновник украинского правительства сказал газете: «Она все делала по правилам. Все было одобрено госдепартаментом».

Трамп в четверг заявил журналистам на вопрос об отзыве посла: «Не знаю, я ее отозвал или кто-то другой ее отозвал, но в течение долгого времени я слышал о ней очень-очень плохие вещи».