Запад опасается восстановления влияния России в Африке

Хотя пока у нее для этого недостаточно ресурсов в сравнении с Евросоюзом и Китаем, считают эксперты
Смирнов Владимир / Фотохост-агентство ТАСС

Россия возвращается в Африку и хочет восстановить советский уровень влияния на континенте – так восприняли западные СМИ и эксперты двухдневный форум «Россия – Африка», завершившийся в четверг в Сочи. На саммит собрались главы государств и правительств более 40 африканских стран, а также около 9000 представителей бизнеса. Президент России Владимир Путин на протяжении двух дней участвовал в двусторонних и многосторонних встречах с африканскими лидерами. В ходе саммита он, в частности, напомнил, что Россия ранее списала задолженность африканских стран на сумму свыше $20 млрд, и пообещал в ближайшие пять лет удвоить товарооборот с континентом.

По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, организуя такой форум, Россия вовсе не стремится конкурировать с Китаем и Европой на африканском континенте. Однако Запад воспринимает политику России именно так. «Москва борется с Западом, Китаем и странами Персидского залива за преимущества и доступ к углеводородам, золоту, алмазам и другим природным ресурсам в Африке», – пишет британская газета The Times. При этом экономическую конкуренцию России выдержать тяжело: объем товарооборота между Россией и странами Африки в 2018 г. впервые превысил отметку в $20 млрд – это примерно в 10 раз меньше товарооборота Африки с Китаем, а в случае Европейского союза разрыв еще больше, уточняет Die Süddeutsche Zeitung. Немецкий Der Spiegel полагает, что стремление России к усилению экономического сотрудничества с Африкой – это попытка найти нового партнера и спасти российскую экономику от негативного воздействия европейских и американских санкций.

Однако Россия представляется реальным конкурентом Запада в сфере поставок вооружений и военного персонала, напоминает эксперт Brookings Institution Ландри Сигне. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, Россия поставляет в Африку больше всех вооружений в мире – около 40%. По словам Сигне, Россия нередко использует военную помощь, чтобы добиваться контроля над кандидатами в президенты в странах Африки и впоследствии иметь влияние в регионе. Кроме того, отмечает эксперт, в последнее время наблюдается рост «мягкой силы», которую Россия активно проецирует на Африку, противопоставляя себя западным державам. Большую роль, как и в советские времена, играет образование: Россия предоставляет студентам из Африки места в российских вузах и стипендии для обучения, открывает в Африке центры русского языка и культуры.

На форуме в Сочи это сочетание военной помощи и мягкой силы выглядело действенным. Фотографируясь с автоматом АК-15 у стенда «Калашникова», член делегации Чада Салех Хаджар Сургуджи поделился впечатлениями с The Times: «Это самое известное оружие в мире, это легенда, которой пользуется наша армия. В советские времена отношения Африки с Москвой были очень крепкими, но после распада СССР связи ослабли. Теперь мы видим, что Россия может быть надежным партнером, который приходит к нам не как неоколониальная держава, подобно Великобритании или Франции, а как равный партнер».

Тем не менее «России еще очень далеко до того, чтобы восстановить в Африке тот статус, которым некогда пользовался СССР, не говоря уже о том, чтобы получить роль, сравнимую с современным Китаем», пишет в своей статье старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Пол Стронски. По его мнению, России не хватает четкой и скоординированной стратегии в Африке. Влияние Москвы распространяется на немногочисленные зависимые государства, которые не имеют стратегической значимости, например на Центральноафриканскую Республику. По сути, у России нет ни реального военного присутствия в Африке, ни ресурсов, чтобы обеспечить развитие и безопасность этого континента, считает Стронски.