Что стало известно на слушаниях об импичменте Трампа

Показания свидетелей говорят не в пользу президента
Susan Walsh / AP

На публичных слушаниях по делу об импичменте президента США Дональда Трампа появилось много информации, указывающей на его возможную вину. Как утверждают бывшие и нынешние чиновники, Трамп пытался оказать давление на власти Украины, чтобы те начали расследование в отношении его политического оппонента и кандидата на участие в президентских выборах от демократов Джо Байдена.

По итогам прошедших слушаний конгрессмены начали составлять доклад, который может быть представлен юридическому комитету палаты представителей в начале декабря, пишет The Wall Street Journal. Голосование в палате по импичменту Трампа может состояться до католического рождества, а в сенат дело может быть передано в январе.

Однако процесс импичмента таков, что демократы не смогут в одиночку отстранить Трампа. И пока нет признаков, что контролирующие сенат республиканцы перестанут поддерживать президента.

Трампа подозревают в том, что 25 июля во время беседы с президентом Украины Владимиром Зеленским он пытался заставить того начать антикоррупционное расследование в отношении Джо Байдена и его сына Хантера, в 2014–2019 гг. входившего в совет директоров украинской компании Burisma. Предполагается, что предоставление Вашингтоном военной помощи Украине почти на $400 млн и организация личной встречи Трампа и Зеленского якобы зависели от начала расследования.

Главный свидетель

Ключевым свидетелем считается представитель США при ЕС Гордон Сондланд, поскольку именно он неоднократно напрямую общался с Трампом по поводу Украины. Сондланд пожертвовал $1 млн на инаугурацию Трампа, но защищать его в конгрессе не стал. Он признался, что по указу Трампа пытался убедить Украину начать расследование против Байденов в обмен на организацию встречи президентов в Белом доме. «Было ли это «услугой за услугу»? Как я уже говорил на [закрытых] слушаниях по этому поводу, ответ – «да», – заявил он (цитата по Financial Times).

Сондланд, правда, признал, что Трамп никогда не просил его об этом лично, но распорядился, чтобы тот работал вместе с его личным адвокатом Руди Джулиани. «Когда президент просит поговорить с его личным адвокатом, а затем Джулиани просит о чем-то, логично предположить, что это пожелания президента», – заявил Сондланд.

По словам Сондланда, о его работе знали и другие представители администрации, включая вице-президента Майка Пенса и госсекретаря Майка Помпео: «Это не было секретом».

Слова из трех и четырех букв

О взаимодействии Сондланда и Трампа сообщили и другие свидетели. Сотрудник посольства США на Украине Дэвид Холмс рассказал, как тот в его присутствии позвонил Трампу из киевского ресторана на следующий день после разговора президента с Зеленским. Когда Трамп спросил, начнет ли Украина расследование, Сондланд ответил, что Зеленскому «нравится зад» президента и тот сделает все что угодно. После Сондланд пояснил Холмсу, что Трампа абсолютно не волнует Украина, его интересует только расследование в отношении Байдена. (По словам бывшего спецпредставителя США по Украине Курта Волкера, Трамп назвал Украину «ужасным местом» с «ужасными людьми», «которые все коррумпированы».)

Сондланд на слушаниях заявил, что не помнит упоминания Байденов в беседе с Холмсом, но не стал опровергать общего описания разговора. «Мы с Трампом общаемся, часто используя слова из четырех букв. В данном случае это было слово из трех букв», – отметил он («слово из четырех букв» в английском обычно используется как эвфемизм для f...ck). По словам Сондланда, он использовал фразу про зад (ass), чтобы «говорить на языке Трампа».

Что касается решения Трампа заморозить военную помощь Украине, Сондланд утверждает, что узнал об этом в июле, но увидел в этом инструмент давления на Киев только спустя некоторое время. По его словам, связь между передачей военной помощи и началом расследования против Байденов стала для него очевидной, как «два плюс два равно четыре».

Однако республиканцы вынудили Сондланда признать, что никто, включая Трампа, никогда напрямую не связывал заморозку военной помощи с расследованием на Украине. «Два плюс два равно четыре в математике, но два предположения плюс два предположения не равно одному факту», – отметил конгрессмен-республиканец Брэд Уэнструп.

О чем рассказали другие свидетели 

Другие выступавшие на публичных слушаниях косвенно подтвердили заинтересованность Трампа в начале расследования против Байденов, говоря о своей оценке ситуации или ссылаясь на слова других людей. Например, о телефонном разговоре Сондланда и Трампа, свидетелем которого в киевском ресторане был Холмс, первым рассказал посол США на Украине Уильям Тэйлор. 

Сотрудник госдепартамента Джордж Кент хоть ранее и высказывал беспокойство по поводу роли Хантера Байдена в Burisma, на слушаниях отметил, что оснований для начала расследования не было. Бывший посол США на Украине Мари Йованович рассказала об обстоятельствах своего увольнения в мае 2019 г., на котором настоял Трамп. Она также пожаловалась, что критика ее деятельности Трампом во время разговора с Зеленским «выглядела, как угроза». 

Подполковник Александр Виндман из Совета по национальной безопасности США, слушавший телефонный разговор президентов, на слушаниях назвал просьбы Трампа начать расследование против Байденов «неприемлемыми». Так же Виндман охарактеризовал попытки Сондланда заставить Украину начать расследование, которые тот предпринимал еще до разговора Зеленского и Трампа. Курт Волкер и Тим Моррисон, бывший советник президента по Европе и России в Совете национальной безопасности, высказали аналогичное беспокойство по поводу деятельности Сондланда. 

Сотрудница Пентагона Лора Купер заявила, что Украина знала о заморозке военной помощи еще до разговора Трампа и Зеленского, хотя публично о ней стало известно лишь в конце августа. Это опровергает предположение республиканцев, что заморозка не могла быть инструментом давления на Киев, который якобы о ней не знал. 

Бывший помощник Трампа по европейским и российским делам Фиона Хилл раскритиковала на слушаниях его «выдумки» о вмешательстве Украины в президентские выборы в 2016 г. По ее словам, эту теорию придумали и распропагандировали российские спецслужбы. Также она рассказала о своей встрече 10 июля с Сондландом и тогдашним советником президента по национальной безопасности Джоном Болтоном. На ней Сондланд рассказал о договоренности, что Украина начнет расследование против Байденов, а в ответ Зеленскому устроят прием в Белом доме. Как утверждает Хилл, это сразу не понравилось Болтону, а позже она узнала, что об этой сделке договорился руководитель администрации Трампа Мик Малвани. 

Слушания повлияли на мнение американцев

После публичных слушаний импичмент Трампа стали поддерживать больше американцев, показал опрос Reuters/Ipsos. За его отстранение теперь выступают 47% опрошенных, против – 40%. До начала слушаний 13 ноября разница составляла 3 процентных пункта. Правда, на мнение американцев сильно влияют их политические пристрастия. Так, примерно 80% республиканцев верят в невиновность Трампа, а около 80% демократов хотят его импичмента. В опросе приняли участие 528 демократов, 394 республиканца и 111 человек, не относящих себя к сторонникам какой-либо партии.

Козырь Трампа 

Некоторые стали сравнивать Сондланда с бывшим помощником Ричарда Никсона Джоном Дином, чьи показания по Уотергейтскому скандалу в 1973 г. способствовали отставке президента. Сам Дин заявил CNN, что выступление Сондланда «застало республиканцев врасплох», и назвал это «большим днем», потому что «правда вышла наружу». 

Однако важное отличие от того скандала заключается в следующем: пока нет никаких признаков, что республиканцы перестанут поддерживать президента. Для них Сондланд – лишь один из свидетелей, вызванных демократами с целью помешать Трампу переизбраться на второй срок. Как рассказал FT Джон Баррассо, один из самых влиятельных республиканцев в сенате, выступление Сондланда «никак не повлияло» на мнение его однопартийцев, считающих обвинения «очень неубедительными». «Чаще всего я слышу, что поведение [Трампа] было неприемлемым, но не тянущим на импичмент», – утверждает Баррассо. 

Палата представителей может предъявить обвинение президенту простым большинством голосов. Демократы контролируют в ней 235 из 435 мест, поэтому могут сделать это без поддержки республиканцев. Но затем дело передается в сенат, который фактически организует судебный процесс и выносит решение. Для импичмента необходимо не менее двух третей (67) голосов сенаторов. У демократов в сенате только 45 мест, у республиканцев – 53, у независимых кандидатов – еще два. Таким образом, демократам нужно, чтобы против Трампа выступили как минимум 20 республиканцев.

Более того, республиканцы не сидят сложа руки. Председатель юридического комитета сената Линдси Грэм 21 ноября запросил информацию, касающуюся работы Хантера Байдена на Украине. Возможно, это позволит начать расследование против Байденов, как того хотел Трамп. 

Как рассказал в интервью FT Руслан Рябошапка, назначенный генеральным прокурором Украины в конце августа, генпрокурор США Уильям Барр, сотрудничать с которым Трамп неоднократно призывал Зеленского, официально не просил Киев о совместном расследовании. В целом же ведомство Рябошапки, по его словам, сейчас проверяет многие из бывших и нынешних дел, в том числе в отношении Burisma.