Как Санна Марин стала премьер-министром Финляндии в 34 года

Коалицию пяти партий в финском правительстве теперь представляют женщины
Новый премьер-министр Финляндии Санна Марин/ Zuma / TASS

Финляндия отобрала у Украины звание страны с самым молодым премьер-министром. Ее правительство возглавила 34-летняя Санна Марин, а возглавляющему украинский кабинет Алексею Гончаруку «всего» 35 лет. Впрочем, с исторической точки зрения рекордсмен среди премьеров – Мишель Микомберо из Бурунди, который стал им в 25 лет, подавив в 1966 г. попытку военного переворота.

Марин воспитывалась в однополой семье. Она родилась 16 ноября 1985 г., а через несколько лет мать разошлась с мужем-алкоголиком. Марин ничего не знает ни об отце и его родственниках, ни о своей родословной по матери, которая была воспитанницей детского дома.

Расставшись с мужем, ее мать стала жить с другой женщиной. Марин говорит, что в детстве из-за своей необычной семьи чувствовала себя невидимкой: «Умалчивать [о моей семье] было самым тяжелым. Невидимость вызывала чувство, что ты не соответствуешь общим требованиям. Нас не считали настоящей семьей или ровней остальным. Но надо мной не сильно издевались. Даже маленькой я была очень прямой и стойкой. Я ничего не спускала». Это повлияло на ее мировоззрение, считает Марин: «Для меня все люди равны. Это не просто одно из мнений, это краеугольный камень».

Танцы, кофе и бильярд

Марин родилась в Хельсинки, потом росла во втором по численности населения городе Эспоо, школьные годы провела в маленькой (немногим более 17 000 человек) Пирккале и, наконец, очутилась в Тампере (третий по населению город в Финляндии), где и жила до сих пор с мужем и маленькой дочерью.

Марин любит повторять, что она из бедной семьи и, если бы не сильная социальная поддержка со стороны государства, не смогла бы ни преуспеть в жизни, ни даже получить образование: «Очень ценно, что у нас государство всеобщего благоденствия, общество, в котором каждый независимо от своего происхождения может стать кем угодно. Это нужно развивать и укреплять».

В Пирккале ее семья арендовала муниципальную квартиру. Главной объединяющей силой для молодежи коммуны была церковь, и Марин, как и многие сверстники, участвовала в ее молодежных программах и ходила на исповедь. Однако религиозным человеком не стала, хотя до сих пор уважительно говорит о роли церкви в воспитании юношества. Она любила гулять с собакой, танцевать, пить кофе со сверстниками и играть в бильярд. В школе ленилась и свои результаты называет «посредственными». На ее счастье, общий уровень класса был очень высок и волей-неволей приходилось тянуться за одноклассниками.

Первые деньги Марин заработала в 15 лет, устроившись на лето упаковывать продукцию местной пекарни. В старших классах она развозила почту, а в Тампере нашла подработку в молодежном комитете мэрии и, вникнув в работу чиновников, поступила в местный университет изучать госуправление. Ни у кого из известных ей родственников высшего образования не было. Студенческий заем Марин не брала, так как не верила, что сумеет его отдать. Вместо вольной студенческой жизни приходилось делить время между учебой, подработками и своим увлечением – политикой.

Любая кассирша может управлять государством

«В старших классах я считала, что политики – люди, сделанные из другого теста, и родом из иных социальных слоев, чем я. В те времена я и представить не могла, что тоже буду в политике, – рассказывала Марин финскому журналу Me Naiset. – Я пошла в политику, потому что хочу влиять на то, как общество относится к своим гражданам и их правам».

Политикой она увлеклась в 20 лет и подошла к делу очень ответственно. Зарылась в интернет и проштудировала всю информацию о социал-демократах, зеленых и финских левых. Считается, что Марин склоняется к левым взглядам. Изменение климата, равенство и социальное обеспечение – вот ее приоритеты, пишет The New York Times (NYT) и цитирует: «Я хочу построить общество, в котором каждый ребенок может стать кем угодно и каждый человек может жить достойно».

Что ждет экономику Финляндии

В ноябре Еврокомиссия предупредила Финляндию, что у нее рискованно высокий дефицит бюджета-2020. Правда, точно такое же предупреждение получили Бельгия, Испания, Франция, Италия, Португалия, Словения и Словакия.
Финны поспешили успокоить ЕС. Во-первых, 60%-ный лимит отношения госдолга к ВВП их страна превысить не должна. Во-вторых, они просят считать исключением заложенный в бюджет-2020 дефицит в 2 млрд евро при госрасходах 57,6 млрд евро. Больше такого не повторится: к 2023 г. доходы и расходы будут сбалансированы благодаря 60 000 новым рабочим местам, многие из которых создаст экологический проект.
МВФ в ноябрьском обзоре прогнозирует в будущем году рост экономики Финляндии в 1,5% против 1,25% в нынешнем. Однако это меньше результата 2018 г. – 1,7%. Для сравнения: в этом году средний рост ВВП в еврозоне ожидается в пределах 1,1%, в следующем – 1,2%, а в 2018 г. был 1,8%.
Проблемы Финляндии с госрасходами и госдолгом связаны в том числе с большой социальной нагрузкой на бюджет, старением населения и безработицей.
МВФ указывает в обзоре: «Растущие потребности в медицинских и социальных услугах страны могут заставить Финляндию сильнее подсесть на долговую иглу». Фонд прогнозирует, что и в 2023 г. стране придется занять около 1% от ВВП.
В прошлом году 21,4% финнов были старше 65 лет. Многие предпочитают выходить на пенсию именно в этом возрасте, хотя могут сделать это и в 63 года, несколько потеряв в выплатах. Правительство собирается повысить самые низкие (до 1000 евро) пенсии, но не на 100 евро, как хотели раньше, а на 50.
В стране около 200 000 безработных при численности населения (в 2018 г.) 5,5 млн человек. Большая часть их – люди без специального образования и молодежь. Свыше 20% финских мужчин в возрасте от 20 до 24 лет не работают и не учатся. Безработица среди молодежи достигает 16%. До 2023 г. правительство планирует трудоустроить примерно 60 000 финнов. Для поддержки трудоустройства будет введен специальный трудовой ваучер, который будет покрывать часть расходов работодателя на заработную плату. В то же время «модель активности» для безработных по части урезания пособий решено отменить. (Схема, наказывающая получателей пособий за недостаточную активность и успехи при поиске работы, была введена в 2018 г.)
Идея нового правительства вложить миллиарды в экологию не всем пришлась по душе. У страны молодые министры – не мешало бы им подумать о будущем молодежи, предупреждал на днях директор крупнейшей организации работодателей страны Elinkeinoelämän keskusliitto Юри Хякямиес. Он предсказывает, что госдолг продолжит расти, а пенсионеров будет становиться все больше – так что в обозримом будущем у властей не останется другого выхода, кроме как поднимать налоги.
Кабинет министров в этом году объявлял о возможности продать госсобственность на общую сумму в 3 млрд евро, но не детализировал, что именно приватизировать. При этом из вошедших в правительство партий левые раньше выступали против продажи стратегических активов государства.​ 
Соотношение долга страны к ВВП росло с 2009 г., в 2015 г. оно достигло максимума в 47,19% (по данным минфина Финляндии), но стараниями премьер-министра Юха Сипиля (2015-2019) стало сокращаться и в прошлом году составило 44,77%.

Больше всего ей понравилась социал-демократическая партия (СДП), к ней она и отправилась на день открытых дверей и робко спросила, можно ли «влиться в толпу их приверженцев». Так в 2006 г. 21-летняя Марин получила партбилет молодежного крыла СДП – Социал-демократического союза молодежи. А в 2010 г. стала первым зампредседателя этой организации и вошла в совет «взрослой» СДП.

В том же году Марин попробовала силы в первых муниципальных выборах и провалилась. В следующем году последовал провал на выборах в парламент.

Прорывным стал 2012 г. Во-первых, Марин избрали-таки членом городского совета Тампере. Во-вторых, она получила диплом бакалавра в университете Тампере (диплом магистра она получит там же через пять лет). В-третьих, чтобы было на что жить, устроилась кассиршей в сеть магазинов Sokos. Поэтому противники злословят сейчас на тему «любая кассирша способна управлять Финляндией», а женский журнал Me Naiset полушутя-полусерьезно публикует список аргументов, почему любому политику стоило бы начинать с работы кассира. Например, это повышает стрессоустойчивость.

Меньше госдолг – меньше популярность

Кассиршей Марин отработала всего год. В 2013 г. она стала председателем городского совета Тампере, в котором проживают около 230 000 человек, и была им вплоть до 2017 г. Тогда-то она и обрела популярность в масштабах всей Финляндии благодаря многочисленным роликам на YouTube. Было видно, как она управляется с жаркими, а порой и нелепыми дебатами в совете. «Ее умением находить выход из сложных ситуаций восхищалась вся страна», – вспоминала профессор Университета Тампере Джоанна Кантола в беседе с NYT. Например, благодаря Марин наконец-то был одобрен проект трамвайной линии, о котором не могли договориться больше 100 лет.

В 2015 г. Марин прошла в парламент Финляндии и до последнего времени заседала одновременно и в нем, и в совете Тампере. Сделала она карьеру и в партии, к 2017 г. став первым зампредседателя СДП. Марин выступала за рост расходов на бесплатную медицину и госуслуги, легализацию эвтаназии, запрет дельфинариев, борьбу с потеплением и дискриминацией, защиту работников от «нулевых контрактов», которые предусматривают неполную и нерегулярную занятость и не дают права на льготы, как для постоянных сотрудников.

В этом году у социал-демократов появился шанс впервые за 16 лет вернуть себе власть. В июне подал в отставку премьер-министр Финляндии Юха Сипиля. Бывший бизнесмен возглавил кабинет в 2015 г., напугав соотечественников перспективой вмешательства Еврокомиссии в дела страны – из-за грозившего превышения максимально допустимого дефицита бюджета (норма в ЕС –​ не более 3% ВВП). Сипиле удалось сократить госрасходы на 4 млрд евро. Впервые за 10 лет госдолг не рос, а сокращался. Но ради этого Сипиля отказался от повышения пенсий, урезал пособия по безработице и премии чиновников, облегчил увольнение работников – словом, сделал все, чтобы набрала популярность любая партия с левой риторикой. Чем и не преминула воспользоваться СДП. И не только она.

Женские лица финской политики

Правящая коалиция Финляндии стала союзом пяти женщин. 34-летняя Санна Марин – премьер-министр. 32-летняя Катри Кулмуни, лидер партии «Финляндский центр», – заместитель премьер-министра и министр финансов правительства. 32-летняя Ли Андерссон, председатель Левого союза Финляндии, – министр образования. 34-летняя Мария Охисало, глава Зеленого союза, – министр внутренних дел. И одна дама постарше: 55-летняя Анна-Майя Хенрикссон, возглавляющая Шведскую народную партию, стала министром юстиции.
Если в июне следующего года социал-демократы выберут Марин своим лидером, то всеми пятью партиями коалиции будут руководить женщины – если, конечно, коалиция к тому времени еще будет существовать.

На выборах в апреле в парламент прошло 10 партий. Впервые в истории страны ни одна из них не набрала даже 18% голосов. СДП получила 40 мандатов в 200-местном парламенте и еле-еле опередила на один мандат националистов – «Истинных финнов». Коалицию пришлось составлять из пяти партий. А премьер-министром стал лидер СДП Антти Юхани Ринне.

Новые политики и гендерный фактор

В июне Марин была назначена министром транспорта и коммуникаций в новом кабинете и принялась лоббировать увеличение финансирования железнодорожного транспорта. Но правительство Ринне недолго продержалось у власти. Планы сократить 700 работников почты вызвали забастовку. От увольнений отказались, но вопросы к премьер-министру, одобрившему эту идею, остались. Вдобавок профсоюзы призвали к трехдневной забастовке промышленных работников с 9 декабря. Повод – правительственные посредники не помогли договориться о повышении зарплат и улучшении условий труда. По оценкам Конфедерации финской промышленности, предприятия потеряют из-за забастовки около 500 млн евро.

Одна из входящих в правительственную коалицию партий, «Финляндский центр», выразила Ринне недоверие, и 5 декабря он подал в отставку. Вместо него партия выдвинула в премьер-министры Марин. Ее кандидатуру одобрили 99 депутатов парламента. Против высказались 70, а всего у правящей коалиции 117 мандатов.

Эксперты считают вполне естественным выбор в пользу Марин. В прошлом году под Рождество Ринне заболел пневмонией, болезнь осложнилась инфекцией перикарда, затем врачи обнаружили коронарную недостаточность и потребовалась операция – шунтирование. Несколько месяцев, пока он не поправился, Марин руководила партией и вела кампанию перед выборами апреля 2019 г.

Партия хотела молодого премьера и возраст сыграл более важную роль, чем пол, считает один из опрошенных NYT политологов: «Она представляет новое поколение политиков». Марин была министром транспорта, а эта должность традиционно считается ступенькой к посту премьера, добавляет другой. К тому же она женщина, а женщины-политики все больше в фаворе у избирателей. В 1983 г. женщинам досталось 30% мест в парламенте, в 2007 г. – уже более 40%, а на последних выборах – 47%.

В новом финском правительстве 12 женщин и семь мужчин-министров. Это высокий гендерный показатель даже для страны, которая в 1907 г. оказалась первой в мире, где женщина стала депутатом парламента, отмечает ВВС.

Главная проблема – экология

Коалиция из пяти партий, возглавляемая социал-демократами, согласилась остаться вместе. Еще бы – популярность оппозиционных «Истинных финнов» растет и в соцопросах они набирают уже 24%, а вот остальные партии теряют голоса. Например, за СДП сейчас проголосовало бы всего 13%, пишет The Guardian. Тем не менее коалиция заявила, что продолжит выполнять программу, обнародованную в июне. Она предусматривает рост госрасходов на образование, пенсии и социальные услуги, а главное заявление – сделать страну нейтральной по выбросам парниковых газов к 2035 г.

Изменение климата стало главной темой дебатов на последних выборах. Проведенный по заказу прежнего правительства опрос показал, что 80% финнов считают, что необходимы срочные меры по борьбе с изменением климата, а 70% уверены, что правительство прилагает недостаточно усилий в этой сфере.

Программа, за претворением в жизнь которой теперь придется следить Марин, увеличивает госрасходы на 1,23 млрд евро в год и требует инвестиций в отдельные проекты (например, на реконструкцию железнодорожной сети) еще на 3 млрд евро в течение четырех лет. Финляндии предстоит радикально снизить потребление ископаемого топлива и торфа, которые в совокупности обеспечивают около 40% энергетических потребностей страны. Вместо них будут использоваться возобновляемые источники энергии и на 10% вырастет производство биотоплива из отходов сельского хозяйства и лесной промышленности.

Видимо, ради этого финны готовы стерпеть предлагаемое коалицией увеличение налогов на 730 млн в год, в основном за счет акцизов на ископаемое топливо. Также правительство распродаст госактивы на 2,5 млрд евро. Зато забота об экологии позволит увеличить занятость с 72,4% до 75% (по состоянию на апрель, когда была опубликована программа).

Семья работе не помеха

Марин замужем за маркетологом Маркусом Райкконеном. 22 месяца назад у них родилась дочь Эмма. Декретный отпуск у Марин получился весьма условным. Часть его она провела в парламенте: «Были важные голосования – например, инициатива граждан об эвтаназии».

Пост премьера добавит ей головной боли. Помимо проблем внутри страны немало внимания требуют зарубежные дела. Финляндия до конца года председательствует в ЕС и играет важную роль в выработке нового бюджета для Европы.

Марин рассказывает, что ей очень помогает особенность характера: в стрессовых ситуациях она становится спокойной и собранной. А муж у нее еще более невозмутимый человек. Еще Марин говорила, что приводить мысли в порядок ей помогает домашняя уборка. Оба супруга в один голос твердят, что ее работа не отразится на семейном быте – им сильно помогают дедушка и бабушки с обеих сторон, да и муж не чурается работы по дому. «Мы возьмем на себя все семейные дела», – заверил он журнал Me Naiset.