Бизнес-омбудсмен увидел в антикартельных поправках риски для свободы предпринимательства

Федеральная антимонопольная служба уверена, что Борису Титову не о чем беспокоиться
Премьер Михаил Мишустин и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов (на фото слева направо) /Коммерсантъ

Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил премьеру Михаилу Мишустину письмо (копия есть у «Ведомостей») с просьбой дать поручение о дополнительной проработке подготовленных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) антикартельных законопроектов, которые «несут существенные риски ограничения прав и свобод предпринимательской деятельности». 

Титов обращает внимание премьера на то, что предложенные ФАС поправки резко, но не вполне определенно расширяют зону уголовной ответственности бизнеса за сговоры на рынке. В частности, предлагается усилить ответственность за картели, исключив обязательный признак «ограничение конкуренции» (ответственность должна наступать уже за сам факт участия в картеле). Это может привести к росту числа уголовных дел и снижению требований к качеству их рассмотрения, предупреждает бизнес-омбудсмен. Не ясно также, по его мнению, что следует понимать под участием в картеле и кто может стать субъектом такого преступления. А при определении размера преступного дохода ФАС предлагает учитывать выручку без вычета расходов, а не доход, как это принято сейчас.

Еще один повод для беспокойства – дополнительные процессуальные полномочия, которыми предлагается наделить ФАС и которые свойственны скорее правоохранительным органам. Речь идет о праве изымать документы и вскрывать помещения, где они могут находиться, получать материалы оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и сведения об абонентских услугах связи. При этом не предусмотрен механизм обеспечения гарантий прав лиц, в отношении которых реализуются такие полномочия, отмечает омбудсмен.

Пакет законопроектов был внесен в Госдуму правительством в ноябре 2019 г. и включен в примерный план на весеннюю сессию. Ранее с его резкой критикой выступили РСПП и «Деловая Россия», приславшие в Думу свои замечания.

Никто не спорит, что бороться с картелями нужно, объясняет замруководителя юридической службы аппарата бизнес-омбудсмена Наталья Рябова. Расчет на то, что ФАС учтет замечания и сама скорректирует законопроект с учетом поступивших замечаний. Это можно будет сделать, например, при его подготовке ко второму чтению.

7 лет

таков максимальный срок лишения свободы по ст. 178 УК (ограничение конкуренции)

Замечания к поправкам есть и у депутатов. Так, в заключении комитета по безопасности отмечается, что наделение сотрудников ФАС правом изымать документы и получать результаты ОРД означает, что контрольно-надзорный орган будет обладать полномочиями правоохранительных органов. Это приведет к серьезному ограничению прав и свобод граждан и юрлиц, говорится в заключении комитета по энергетике. Даже в УПК, отмечают депутаты, вскрытие помещений при выемке документов не предусмотрено – это может быть сделано только в рамках обыска на основании постановления следователя. По закону ФАС и сейчас имеет достаточно полномочий, говорится в заключении, в частности, право доступа на территорию проверяемого лица, право получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения и информацию, установлена также административная ответственность за их непредставление. Зато в российском законодательстве отсутствуют точные критерии отнесения соглашения к картелю и это «дает возможности широкого и неограниченного применения положений законопроекта», подчеркивается в заключении.

Предложенные изменения не содержат положений, подразумевающих давление на бизнес, и не влекут нарушения прав предпринимателей, возражает пресс-служба ФАС. Напротив, «вероятность привлечения к уголовной ответственности участников малых и средних картелей при предлагаемых нормах существенно снижена за счет увеличения порога дохода и ущерба», говорится в ответе службы на запрос «Ведомостей». А право на изъятие документов предусматривает «целый ряд процессуальных гарантий для проверяемых лиц», уверяют в ФАС. Что же касается исключения признака «ограничение конкуренции», то это приводит статью УК в соответствие с антимонопольным законодательством, согласно которому «заключение ограничивающих конкуренцию соглашений запрещено независимо от того, ограничивают ли такие соглашения конкуренцию или нет», отмечается в документе. Внесенные в Думу законопроекты «прошли широкое обсуждение с бизнес-сообществом, в том числе с РСПП и Торгово-промышленной палатой», в ходе которого «были достигнуты определенные компромиссы», а по результатам рассмотрения в профильных комитетах Думы «ФАС проведет работу по подготовке поправок», резюмирует пресс-служба.

По данным ФАС, в 2019 г. ее подразделения направили в правоохранительные органы 89 заявлений об ограничении конкуренции (в 2017 г. – 30), возбуждено 19 дел (в 2017 г. – восемь), девять из которых направлены в суд.