Финляндия хочет спасти диалог России и Евросоюза
До обсуждения санкций ЕС против России осталась неделяВ отношениях между Россией и Евросоюзом важно обеспечить активный диалог и обмен мнениями, заявил министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто после переговоров с российским министром Сергеем Лавровым, прошедших в Санкт-Петербурге 15 февраля.
Хаависто приехал в Москву после того, как визит верховного представителя по вопросам дипломатии ЕС Жозе Борреля в Москву 4–6 февраля завершился скандалом. Одновременно с визитом Россия выслала дипломатов из Германии, Польши и Швеции, которые, по мнению МИДа, участвовали в протестах, а группа депутатов Европарламента потребовала отставки Борреля, из-за того что он якобы был унижен Россией.
Хаависто подчеркнул, что между Россией и ЕС продолжают сохраняться тесные деловые, торговые и экономические связи, что может быть базой для сохранения диалога. Лавров согласен с этим, но считает, что торгово-экономическим связям препятствует Брюссель, в том числе и санкциями.
«Отношений [между Россией и ЕС] нет», но в Москве готовы их восстановить, если европейские политики изъявят такое желание. «Жизнь идет, и сознательный разрыв, подрыв и уничтожение [Брюсселем] всей системы наших отношений, которая существовала, не сказывается на взаимной тяге и людей, и бизнеса, и здесь отношения с ЕС никакого значения не имеют», – подчеркнул российский министр.
На пресс-конференции, посвященной итогам переговоров, Лавров затронул тему высылки европейских дипломатов. По словам министра, он «подробно разъяснил» финскому коллеге мотивы, побудившие Россию к такому шагу. Контакты с Евросоюзом пока не прекратились полностью, но носят «спорадический характер» и посвящены либо поставке углеводородов, либо отдельным внешнеполитическим вопросам, а ЕС последовательно разрушил все механизмы взаимодействия на основе соглашения о партнерстве и сотрудничестве, от саммитов до секторальных диалогов, утверждает Лавров.
Как замечает программный менеджер Российского совета по международным делам Владимир Морозов, сложно еще сильнее ухудшить отношения между Россией и ЕС. Фактически они в тупике с 2014 г., когда из-за украинского кризиса диалог между Москвой и Брюсселем остановился, а переговоры по безвизовому режиму и дальнейшей интеграции были свернуты.
На российско-европейские отношения в теории могут повлиять будущие санкции, однако катастрофическое их развитие вряд ли возможно. «Если это будут санкции против высших государственных служащих, отношений они не испортят», – поясняет Морозов. По его мнению, секторальные санкции против крупного российского бизнеса маловероятны, так как «ЕС в отличие от США больше потеряет в отношениях с Россией».
Поэтому, скорее всего, Брюссель ограничится персональными санкциями против ряда высших чиновников, государственных ведомств и компаний. «Для Германии, экономического локомотива Евросоюза и лоббиста антироссийских санкций после украинских событий, они [санкции против бизнеса] невыгодны», – отмечает эксперт. В ЕС, отмечает он, ряд южных государств ранее выступали за пересмотр санкционной политики, например Италия и Австрия. Однако сохранение единства союза для европейцев куда важнее отношений с Россией, считает Морозов. Решение о новых санкциях в связи с заключением Алексея Навального и протестами в России министры иностранных дел ЕС должны обсудить 22 февраля, а главы государств – в марте.